Ст 17 79 фз о госслужбе

Конспект из ФЗ-79 и ФЗ-58

Ст 17 79 фз о госслужбе

k_antipova

Система государственной службы

Государственная служба – это профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий госорганов.

ГС подразделяется на гражданскую службу (федеральную и субъектов РФ), военную и правоохранительную.

Госслужащий – это гражданин, осуществляющий деятельность на должности госслужбы и получающий за это вознаграждение из соответствующего бюджета (федерального или субъекта РФ).

Гос. должности – это должности, устанавливаемые для непосредственного исполнения полномочий госорганов.

Принципы госслужбы:

  1. Приоритет прав и свобод;
  2. Единство правовых и организационных основ федеральной госслужбы и госслужбы субъектов РФ;
  3. Равный доступ граждан РФ, владеющих гос. языком РФ, к ГС независимо от любых обстоятельств, не связанных с их профессионально-деловыми качествами.
  4. Профессионализм и компетентность
  5. Стабильность
  6. Доступность информации
  7. Взаимодействие с общественными объединениями и гражданами
  8. Защищенность от вмешательства в профессиональную и служебную деятельность

Классификация должностей государственной гражданской службы

Подразделяются на категории и группы.

Категории:

  1. Руководители, их заместители. Замещаются на определенный срок или без ограничения срока полномочий.
  2. Помощники (советники). Учреждаются для содействия руководителям. Срок действия полномочий ограничен (пока действуют полномочия руководителя, которому они содействуют).
  3. Специалисты. Учреждаются для профессионального обеспечения выполнения госорганами задач и функций. Без ограничения срока действия полномочий.
  4. Обеспечивающие специалисты. Должности учреждаются для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного обеспечения деятельности госорганов.

Группы:

  1. Высшие
  2. Главные
  3. Ведущие
  4. Старшие
  5. Младшие

Взаимосвязь:

Руководители, помощники, советники – высшие, главные, ведущие группы должностей

Специалисты – Высшие, главные, ведущие старшие группы должностей

Обеспечивающие специалисты – высшие, главные, ведущие, старшие, младшие группы должностей.

Квалификационные требования: высшее образование (обязательно для служащих высшей, главной, ведущей, старшей групп должностей или для руководителей, советников, специалистов и обеспечивающих специалистов главной и ведущей групп должностей).

Полностью квалификационные требования указаны в должностном регламенте.

Ограничения и запреты, связанные с государственной гражданской службой

Ограничения:

  1. Недееспособность или ограниченная дееспособность (по решению суда!)
  2. Судимость. Осуждение к наказанию по приговору суда
  3. Отказ от процедуры оформления доступа к сведениям, составляющим государственную тайну (если его должность это предполагает)
  4. Наличие заболеваний, препятствующих поступлению или прохождению службы (см. Перечень)
  5. Близкое родство с гос.служащими, если деятельность связана с подчиненностью или подконтрольностью одно другому (близкими родственниками считаются супруги, родители, дети, родные братья-сестры, а также аналогичные родственники супругов)
  6. Выход из гражданства РФ или приобретение гражданства другого государства
  7. Предоставление подложных документов (в т.ч. при поступлении), ложных сведений (в т.ч. о доходах, имуществе)
  8. Несоблюдение закона «О противодействии коррупции»

Запреты:

Блок «Коммерческая деятельность». Запрещается:

1. участвовать на платной основе в управлении коммерческой организацией;

2. вести предпринимательскую деятельность;

3. приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход. А если у госслужащего уже есть ценные бумаги, доли в уставном капитале других организаций, и владение ими может привести к конфликту интересов, то он обязан передать их в доверительное управление.

Блок «Подарки-вознаграждение». Запрещается:

4. принимать вознаграждение от физических или юридических лиц (подарки, деньги, ссуды, услуги, развлечения, отдых, оплата транспортных расходов). Подарки считаются собственностью госоргана, в котором гражданин проходит службу. Передаются по акту. Если есть желание получить в личное пользование, их  нужно выкупить.

5. выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы РФ за счет средств юридических и физических лиц, за исключением случаев, предусмотренных специальными международными договорами.

Блок «Публичность». Запрещается:

6. разглашать сведения конфиденциального характера, служебную  информацию не в целях, связанных с госслужбой;

7. допускать публичные высказывания, оценки, в т.ч.в СМИ, относительно госорганов, их руководителей, если это не входит в должностные обязанности.

Блок «Отношения с общественными организациями». Запрещается:

8.принимать без разрешения представителя нанимателя награды, специальные звания (за исключением научных) от других государств, международных организаций, партий, религиозных, общественных объединений, если в должностные обязанности входит взаимодействие с ними.

  1. использовать должностные полномочия в интересах партий, религиозных, общественных объединений. Публично выражать свое отношение к ним, если это не входит в должностные обязанности.
  2. создавать в госорганах политические партии, общественные объединения (за исключением общественной самодеятельности), религиозные объединения или способствовать их созданию.

Блок «Отношения с международными организациями».Запрещается:

  1. участвовать в управлении иностранными некоммерческими организациями или их подразделениями в РФ (кроме специальных случаев, предусмотренных международными договорами);
  2. заниматься оплачиваемой деятельностью за счет средств иностранных государств, международных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Блок, связанный с Выборами. Запрещается:

  1. использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации;
  2. замещать должность государственной службы в случае избрания или назначения на должность в органы местного самоуправления, профсоюза, в случае избрания на государственную должность)

Блок «То, что не вошло в остальные». Запрещается:

  1. использовать государственное имущество, материально-техническое обеспечение не в целях, связанных с исполнением должностных обязанностей, а также передавать имущество третьим лицам
  2. представлять интересы третьих лиц в госоргане, где гражданин замещает должность
  3. прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора.

Поступление на государственную гражданскую службу. Оформление поступления

Правом поступления на госслужбу обладают граждане РФ, владеющие государственным языком РФ. В возрасте 18-65 лет. Соответствующие квалификационным требованиям. Поступление осуществляется по результатам конкурса. Конкурс проводится с целью оценки профессионального уровня, соответствия квалификационным требованиям к  должности.

Конкурс не проводится:

  1. Руководители и помощники на определенный срок.
  2. Или назначенные Президентом или Правительством
  3. Срочный контракт
  4. Из кадрового резерва
  5. Младшие должности

Срочный контракт (год-5 лет) заключается:

  1. Руководители, помощники
  2. Временно исполняющие обязанности
  3. Обучение в ВУЗе (с обязательством пройти ГС)
  4. Дип. представительства, консульства.
  5. В органе, созданном на определенный срок
  6. После 60 лет.

Конфликт интересов – когда личная заинтересованность госслужащего влияет на исполнение им должностных обязанностей или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданина и интересами субъекта РФ, граждан и т.д.

Служебный контракт: соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на госслужбу. Или ГС о прохождении ГС и замещении должности ГС.

СК:

ФИО-ФИО

Наименование должности

Дата начала исполнения обязанностей

Права и обязанности ГС, должностной регламент

Виды медицинского, социального страхования

Права и обязанности представителя нанимателя

Режим служебного времени и отдыха

Условия оплаты труда

Могут предусматриваться:

  1. Испытание
  2. Неразглашение сведений
  3. После учебы – обязанность ГС определенное время
  4. Результативность – оплата

Испытательный срок (3 месяца – год) не устанавливается для:

  1. Беременных женщин
  2. После ВУЗа – обязательство прохождения ГС
  3. Руководители, советники на определенный срок.

Источник: https://k-antipova.livejournal.com/16214.html

Ст 17 ФЗ 79 о государственной гражданской

Ст 17 79 фз о госслужбе

Ограничения и запреты, связанные с государственной службой, — это ряд принципиальных условий, которые придется соблюсти, чтобы занять определенную должность.

Для государственных служащих предусмотрены многочисленные требования и ограничения. Разберемся, какие запреты и ограничения на государственной гражданской службе действуют в настоящее время.

КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО Получить доступ

Общие требования к госслужащим

Любой работник должен ответственно и добросовестно выполнять свои непосредственные должностные обязанности. А вот госслужащие, помимо исполнения инструкций, должны соблюдать ряд ограничений и запретов. За нарушение таковых предусмотрена особая ответственность вплоть до лишения должности. Разберемся в ситуации.

Итак, ограничения и запреты на гражданской службе устанавливаются положениями Федерального закона № 79-ФЗ. Также данный норматив определяет ключевые правила, условия и требования к лицам, назначаемым на гражданскую государственную службу.

Требования к работникам государственных ведомств и служб:

  • совершеннолетие;
  • российское гражданство;
  • знание русского языка;
  • квалификация, соответствующая занимаемой должности.

Основные обязанности госработника можно разделить на две группы. Первая — это непосредственное исполнение обязанностей, которые определены соответствующим регламентом и(или) инструкциями. Во вторую группу относят выполнение антикоррупционных мер. Это значит, что госслужащий должен своевременно отчитываться о доходах, а также избегать конфликтов интересов.

Однако это не единственные требования к государственному специалисту. Законодатели предусмотрели ряд ограничительных мер, о них расскажем далее.

Ограничения по службе

На должность госслужащего могут назначить не каждого. Чтобы занять ответственный пост, требуется неукоснительное соблюдение следующих условий:

  1. Полное отсутствие каких-либо ограничений в дееспособности.
  2. Наличие неснятой и(или) непогашенной судимости.
  3. Приговор суда, ограничивающий или запрещающий занимать госдолжность, вступил в силу.
  4. Отсутствие заболеваний, препятствующих данному виду трудоустройства (приложение № 2 к Приказу Минздравсоцразвития РФ № 984н).
  5. Наличие второго гражданства или смена российского гражданства на иное.
  6. Кандидата признали уклонившимся от несения военной службы по призыву.
  7. Отсутствие полной информации о сайтах, изданиях и СМИ, в которых была опубликована личная информация о кандидате на госдолжность.
  8. Достижение возраста 65 лет при условии, что наниматель не продлил срок трудового договора (контракта).
  9. Отсутствие доступа к работе с государственной тайной при необходимости такого допуска для выполнения обязанностей.
  10. Непосредственный начальник и подчиненный состоят в близком родстве.
  11. При трудоустройстве были предоставлены ложные, недостоверные сведения о доходах, имуществе, образовании, здоровье и прочих существенных условиях назначения на должность.

Также нельзя назначить на должность госслужащего граждан, которые нарушили запреты и ограничения по антикоррупционным мерам, участвовали в конфликте интересов либо кандидат (работник) утратил доверие нанимателя.

Все виды и категории ограничительных мер закреплены в статье 16 и 25.1 закона № 79-ФЗ.

Запретительные меры для работы

Помимо ограничений, законодательство устанавливает и запреты государственного гражданского служащего. Так, статья 17 закона закрепляет все виды запретов, которые не может нарушить госработник. Итак, госслужащим запрещено:

  1. Совмещать государственную службу и предпринимательскую деятельность. То есть госработник не может трудиться в качестве ИП или являться участником коммерческих, а также некоммерческих организаций. Запрет распространяется и на предпринимательство через доверенных лиц. Однако есть исключения в части некоммерческих организаций и учреждений (ст. 17 закона).
  2. Приобретать ценные бумаги, которые предназначены для извлечения прибыли. Однако важное упоминание: запрет действует только при вероятности возникновения конфликта интересов, в остальном ограничений нет.
  3. Выступать в качестве официального представителя какого-либо лица по доверенности либо по иным правоустанавливающим документам, если это провоцирует конфликт интересов.
  4. Получать презенты, подарки, вознаграждения и иные поощрения от физических и юридических лиц в качества оплаты или вознаграждения за выполнение прямых обязанностей госработника. Есть исключения.
  5. Запрещено разглашение конфиденциальной информации либо использование таковой в своих собственных интересах. Перечень сведений, отнесенных к конфиденциальной информации, закреплен в Указе Президента РФ № 188.
  6. Недопустимы высказывания публичного характера о работе государственных органов, руководителей, служащих и их представителей. Исключение: если данные действия предусмотрены должностными инструкциями.
  7. Работник, а также его супруг и несовершеннолетние дети не должны открывать банковские вклады, счета и депозиты в иностранных банках. Также запрещено использовать финансовые инструменты иностранных государств. Исключение: госработник трудится за пределами РФ.

Однако это не исчерпывающий перечень запретительных мер, которые требуются к соблюдению при несении государственной гражданской службы. Так, законодатели установили ряд требований, которые придется соблюдать даже при увольнении с госдолжности.

Запреты при увольнении

Итак, определим, какие запреты на госслужбе придется исполнять при увольнении. В первую очередь не допускайте разглашения конфиденциальной информации. Этот запрет действует для работающих и неработающих чиновников.

Так, к примеру, если госработник имел доступ к конфиденциальной информации, а после увольнения разгласил ее, то в отношении него могут применить административное взыскание.

Причем тяжесть наказания напрямую зависит от обстоятельств проступка, категории сведений и круга лиц, которым стали известны секретные данные.

Во-вторых, бывший госслужащий не вправе работать в организации, которую он контролировал в период несения государственной гражданской службы. Например, чиновник, контролировавший строительную компанию, не может в нее трудоустроиться в течение двух лет с момента увольнения.

Также ему запрещено работать по договорам подряда, если сумма вознаграждения превышает 100 000 рублей в месяц. Но есть исключения. Допустимо согласовать возможность такого трудоустройства в специальной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Нормы действуют только в отношении специального перечня профессий.

Представим действующие по 79-ФЗ запреты и ограничения в схемах (подготовлены Минтрудом в специальной Памятке).

Схема № 2. Ограничения по ключевым критериям

Отметим, что ключевое отличие ограничений от запретов на госслужбе заключается в том, что ограничительные меры могут быть устранены госработником или кандидатом на государственный пост.

Например, работник не будет претендовать на гражданство иного государства, открывать счета в иностранных банках, предоставлять ложную и недостоверную информацию о себе и так далее. А запретительные меры обойти не получится.

Их либо соблюдают, либо нет, третьего не дано.

Скоро праздники, так что с подарками

Подарки принимать госслужащим нельзя. Тем более если презент вручают за выполнение прямых обязанностей. Это и есть самая настоящая коррупция, с которой борются власти. Однако есть исключения.

Разберем, когда можно принять ценный подарок, занимая государственный пост или должность. Итак, нужно соблюсти следующие условия:

  1. Стоимость презента не должна превышать 3000 рублей.
  2. Подарок был вручен госработнику на официальном (протокольном) мероприятии или в служебной командировке.

Источник: https://dpvolga.ru/st-17-fz-79-o-gosudarstvennoj-grazhdanskoj/

Статья 17. Запреты, связанные с гражданской службой | ГАРАНТ

Ст 17 79 фз о госслужбе

Статья 17. Запреты, связанные с гражданской службой

1. В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:

1) утратил силу с 1 января 2015 г.;

См. текст пункта 1 части 1 статьи 17

2) замещать должность гражданской службы в случае:

а) избрания или назначения на государственную должность, за исключением случая, установленного частью второй статьи 6 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации”;

б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;

3) участвовать в управлении коммерческой или некоммерческой организацией, за исключением следующих случаев:

а) участие на безвозмездной основе в управлении политической партией, органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе, участие в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости;

б) участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией (кроме участия в управлении политической партией, органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости) с разрешения представителя нанимателя, которое получено в порядке, установленном нормативным правовым актом государственного органа;

в) участие на безвозмездной основе в управлении коммерческой организацией, являющейся организацией государственной корпорации, государственной компании или публично-правовой компании, более 50 процентов акций (долей) которой находится в собственности государственной корпорации, государственной компании или публично-правовой компании, в качестве члена коллегиального органа управления этой организации в порядке, установленном нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, определяющими порядок такого участия, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное;

г) вхождение на безвозмездной основе в состав коллегиального органа коммерческой или некоммерческой организации на основании акта Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

д) представление на безвозмездной основе интересов Российской Федерации или субъекта Российской Федерации в органах управления и ревизионной комиссии организации, учредителем (акционером, участником) которой является Российская Федерация или субъект Российской Федерации, в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, определяющими порядок осуществления от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации полномочий учредителя организации либо порядок управления находящимися в федеральной собственности или собственности субъекта Российской Федерации акциями (долями в уставном капитале);

е) иные случаи, предусмотренные международными договорами Российской Федерации или федеральными законами;

Часть 1 дополнена пунктом 3.1 с 27 декабря 2019 г. – Федеральный закон от 16 декабря 2019 г. N 432-ФЗ

3.1) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).

Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;

7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договоренности государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;

8) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

9) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

10) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;

11) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

12) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

13) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;

14) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;

15) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;

16) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

17) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

1.1.

Гражданскому служащему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами в случаях, предусмотренных Федеральным законом “О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами”. При этом понятие “иностранные финансовые инструменты” используется в настоящем Федеральном законе в значении, определенном указанным Федеральным законом.

2.

В случае, если владение гражданским служащим ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

3. Гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ статья 17 настоящего Федерального закона дополнена частью 3.1

3.1.

Гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Ответственность за несоблюдение запретов, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Источник: https://base.garant.ru/12136354/a7b26eafd8fd23d18ca4410ac5359e0e/

Статья 17. Запреты, связанные с гражданской службой. Комментарий к Федеральному закону О государственной гражданской службе Российской Федерации

Ст 17 79 фз о госслужбе

Статья 17. Запреты, связанные с гражданской службой

Комментируемая статья, в отличие от статьи 16, устанавливает не ограничения, а запреты в связи с прохождением гражданской службы.

Ограничения означают, что при наличии или возникновении определенных обстоятельств гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий подлежит освобождению и увольнению от занимаемой должности.

Запреты означают, что в связи с прохождением гражданской службы гражданский служащий не вправе осуществлять указанные в Федеральном законе действия “под страхом” привлечения к установленной ответственности.

1. Запрет на замещение указанных в Федеральном законе должностей и (или) создание (способствование созданию) в государственных органах структур политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений или указанных структур обусловлен необходимостью “беспристрастного” осуществления должностных обязанностей, предотвращения конфликта интересов.

https://www.youtube.com/watch?v=YGo1mmDKGp4\u0026list=PLh9TCi88D6VB_1NHgoFPvVfJxqx7uPy_Q

Такой же необходимостью обусловлены и такие запреты, как использование преимущества должностного положения (должностные полномочия) для предвыборной агитации, для агитации по вопросам референдума, а также в интересах (или против интересов) политических партий, других общественных, религиозных объединений, в том числе путем публичного выражения отношения.

Целесообразно отметить, что запрет не распространяется на создание и участие в профессиональных союзах (за исключением избрания на оплачиваемую выборную должность), а также создания ветеранских и иных органов общественной самодеятельности.

Рассматриваемый законодательный “постулат” соответствует международно-правовым обязательствам Российской Федерации. Так, Конвенция Международной Организации Труда N 87 о свободе ассоциации и защите права на организацию в ст.

2 устанавливает: “Трудящиеся и предприниматели без какого бы то ни было различия имеют право создавать по своему выбору организации без предварительного на то разрешения, а также право вступать в такие организации на единственном условии подчинения уставам этих последних”.

Кроме того, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах гласит (ст.

8): “Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются обеспечить: а) право каждого человека создавать для осуществления и защиты своих экономических и социальных интересов профессиональные союзы и вступать в таковые по своему выбору при единственном условии соблюдения правил соответствующей организации.

Пользование указанным правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественного порядка или для ограждения прав и свобод других: b) право на забастовки при условии его осуществления в соответствии с законами страны: Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений пользования этими правами для лиц, входящих в состав вооруженных сил, полиции или администрации государства”.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, являясь составной частью ее правовой системы (ст.

15 Конституции РФ), детализируются в федеральных законах, как комментируемом, так и иных, в частности в Федеральном законе от 12 января 1996 г.

N 10-ФЗ “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности” (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 30 июня, 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г., 9 мая 2005 г., 23 июля, 30 декабря 2008 г.).

2. Запрет на прекращение исполнения должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора обусловлен отличием гражданского служащего, заключившего служебный контракт, от гражданина, вступившего в трудовые отношения с работодателем, т.е. “работника”, работающего по трудовому договору.

Работник при наличии условий и в порядке, установленных ТК РФ (ст. 379) вправе отказаться от выполнения работы. При этом ТК РФ, так же как и комментируемый Федеральный закон, не допускает (запрещает) приостановление работы государственными служащими (ст.

142), пусть даже в конкретном случае – задержки выплаты заработной платы.

Право трудящихся граждан на забастовки, закрепленное Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, детализировано указанием – “при условии его осуществления в соответствии с законами страны” с возможностью введения законных ограничений пользования этим правом для лиц, входящих в состав администрации государства, по существу – для государственных гражданских служащих. Конституция России (ст. 55) также устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, комментируемая норма Федерального закона в полной мере соответствует Конституции России и международно-правовым обязательствам России.

3.

Запрет на получение в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц в виде подарков, услуг и иных вознаграждений, перечень которых, что следует особо отметить, дан в комментируемой статье в “открытой” форме, детализируется и таким случаем, как запрет на выезд в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории РФ за счет средств физических и юридических лиц.

https://www.youtube.com/watch?v=1IH3KsYyM1U\u0026list=PLh9TCi88D6VB_1NHgoFPvVfJxqx7uPy_Q

Что касается подарков, то рассматриваемая норма не является единичной в законодательстве. Так, Гражданский кодекс РФ (ст.

575) устанавливает, что не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей: государственным служащим, муниципальным служащим: в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей.

Одновременно прямо указывается, что такой запрет не распространяется на случаи дарения в связи с официальными, протокольными мероприятиями, с конкретизацией – подарки, стоимость которых превышает три тысячи рублей, признаются соответственно федеральной собственностью (собственностью субъекта РФ или муниципальной собственностью) и передаются служащим по акту в орган, в котором указанное лицо замещает должность.

4.

Запрет на осуществление предпринимательской деятельности и “примыкающие” запреты на участие на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, на выполнение функций поверенного или представителя по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, на приобретение в случаях, установленных федеральным законом, ценных бумаг, по которым может быть получен доход.

Гражданский кодекс РФ (ст. 2) устанавливает, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Запрет на участие в деятельности органа управления коммерческой организацией распространяется на случаи, когда такая деятельность осуществляется “на платной основе”.

Такое уточнение необходимо в связи с тем, что, например, в органы управления (фактически – в советы директоров) акционерных обществ, часть акций которых находится в федеральной собственности, входят представители государства, которые, как правило, являются государственными служащими, и такая их деятельность осуществляется “в рамках” должностных обязанностей. Более того, государство через деятельность своих представителей в советах директоров акционерных обществ решает вопросы не только руководства конкретным акционерным обществом, но и вопросы “общегосударственного” значения. Например, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22 февраля 1997 г. N 214 при возникновении задолженности акционерного общества, часть акций которого находится в федеральной собственности по заработной плате, представители государства в органах управления этого акционерного общества обязаны потребовать созыва заседания совета директоров (наблюдательного совета), если они являются членами совета директоров (наблюдательного совета) этого акционерного общества, и включения в установленном порядке в повестку дня заседания отчета единоличного исполнительного органа и (или) коллегиального исполнительного органа акционерного общества о размерах и причинах образования указанной задолженности и принимаемых мерах по ее погашению. За невыполнение или ненадлежащее выполнение такой обязанности государственные служащие, назначенные представителями государства в органах управления акционерных обществ, несут дисциплинарную ответственность.

Запрет на приобретение в случаях, установленных федеральным законом, ценных бумаг, по которым может быть получен доход, корреспондирует норме, согласно которой, если владение приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, то гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление. Порядок, условия, формы передачи имущества, в том числе ценных бумаг в доверительное управление регулируются гл. 53 ГК РФ.

Целесообразно отметить, что ценной бумагой (ст. 142 ГК РФ) является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

В случаях, предусмотренных законом или в установленном им порядке, для осуществления и передачи прав, удостоверенных ценной бумагой, достаточно доказательств их закрепления в специальном реестре (обычном или компьютеризованном).

К ценным бумагам относятся: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг (о видах ценных бумаг см. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг”).

5. Запреты, установленные п. 16 и 17 комментируемой статьи обусловлены как минимум тем обстоятельством, что гражданский служащий в силу выполнения должностных обязанностей является “носителем” информации (сведений) конфиденциального характера, а возможно представляющей государственную тайну, и ставшей ему известной в связи с исполнением должностных обязанностей.

Поэтому вводимые запреты направлены, во-первых, на защиту основ конституционного строя и обеспечение безопасности государства (разглашение информации), и, во-вторых, на предотвращение конфликта интересов (возможная “зависимость” гражданского служащего от иностранных юридических и (или) физических лиц, в том числе предоставление им или в их интересах каких-либо преимуществ).

Целесообразно отметить различную “правовую конструкцию” норм, содержащихся в рассматриваемых пунктах.

Пункт 17 устанавливает гражданским служащим запрет на занятия любыми видами деятельности, финансируемой (что является характеризующим признаком) исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Речь идет о запрете научно-педагогической и консультационной деятельности в любых формах – чтение лекций, выступление на конференциях (симпозиумах и семинарах), участие в проведении научных исследований, подготовке статей и аналитических докладов и т.п., оплачиваемых исключительно за счет иностранного финансирования в любой форме. Однако рассматриваемый запрет не носит исключительного характера, поскольку может быть отменен в предварительном порядке, т.е. до начала оплачиваемой деятельности, представителем нанимателя.

Пункт 16 устанавливает запрет на вхождение гражданскими служащими в состав “руководящих” органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их структурных подразделений, действующих на территории РФ.

В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” (с изменениями от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 21 марта, 28 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 10 января, 2 февраля, 3 ноября, 30 декабря 2006 г., 2 марта, 17 мая, 26 июня, 29 ноября, 1 декабря 2007 г., 13 мая, 22, 23 июля 2008 г., 3 июня 2009 г.) (ст.

2), под иностранной некоммерческой неправительственной организацией понимается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками, созданная за пределами территории РФ в соответствии с законодательством иностранного государства, учредителями (участниками) которой не являются государственные органы.

Как российские, так и иностранные некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Однако иностранная некоммерческая неправительственная организация осуществляет свою деятельность на территории РФ через свои структурные подразделения – отделения, филиалы и представительства, каждое из которых подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом.

При этом рассматриваемый запрет, в отличие от запрета, содержащегося в п. 17, носит более “жесткий” характер, поскольку не может быть отменен представителем нанимателя. Для его “преодоления”, т.е.

для предоставления возможности гражданскому служащему входить в состав руководящих органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их структурных подразделений, необходимо соответствующее “разрешение” либо международного договора РФ либо законодательства РФ.

Источник: https://kommentarii.org/gragd_slugb/page21.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.