Ст 19 фз об осаго

Содержание

Федеральный закон № 40-ФЗ об ОСАГО: общие положения, условия и порядок обязательного страхования, понятие компенсационных выплат

Ст 19 фз об осаго

Страхование ответственности водителя на дорогах носит нормативный характер во многих странах мира.

С 2002 года Российская Федерация также закрепила в нормативно-правовой базе понятие обязательного страхования автогражданской ответственности.

Именно в этом году, 25 апреля принят федеральный закон под номером 40 “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”.

Структура и содержание федерального закона

С момента принятия закон претерпел ряд изменений. Порядок оформления страхового полиса, взаимодействия сторон договора совершенствуется и становится более удобным.

Основной целью документа, согласно преамбуле, является защита прав граждан, потерпевших в результате ДТП.

Правовой акт достаточно емок: состоит из 34 статей, объединенных в 6 глав. В них освещены все тонкости обязательной страховки от общих понятий до контроля за исполнением обязанности страхования.

Общие положения: понятия и принципы законодательства

В главе даны определения основных терминов, используемых в рамках законодательства о страховании. В частности, разъяснено:

  • кто является основными лицами при страховании “автогражданки”. Отличия владельца транспортного средства от водителя. Если первый – это собственник или гражданин, владеющий автомобилем на любом законном основании, то второй – это лицо, просто управляющее авто. Кроме того, указано, что если гражданин управляет транспортом по трудовому или служебному договору, то он не относится к категории владельцев. Помимо этого, объясняется, что страхователь – это владелец авто, заключающий договор, а страховщик – страховая компания.
  • понятия, определяющие процессы в рамках законодательства. Указано, что такое договор ОСАГО: документ, предусматривающий страхование рисков наступления автогражданской ответственности. Страховой случай – ответственность страхователя, при которой он является виновником ДТП и несет обязанность по возмещению ущерба и вреда потерпевшему. Дано определение страховым тарифам: совокупность базовых ставок и коэффициентов, утвержденных законодателем, в соответствии с которыми происходит формирование стоимости оказания услуги.

Помимо определений, общие положения указывают, что законодательство, кроме настоящего НПА, основывается на Гражданском Кодексе, нормах права международного значения (которые являются первоочередными), иных ФЗ и НПА.

Наконец, определены принципы ОСАГО:

  • гарантированность выплат потерпевшим в рамках максимально определенных сумм;
  • всеобщая обязанность по оформлению страховки;
  • невозможность эксплуатации транспорта без полиса ОСАГО;
  • формирование заинтересованности водителей в соблюдении правил дорожного движения.

Условия и порядок обязательного страхования: все механизмы работы НПА

Эта глава ФЗ-40 – основная и наиболее объемная, в которой прописаны правила оформления договоров и принципы реализации прав потерпевших.

Здесь закреплена обязанность по заключению договора страхования до регистрации автомобиля, но не позднее, чем через 10 дней с даты начала владения ТС. С 1 июня 2019 года в силу вступает редакция ФЗ, согласно которой, собственник обязан оформить страховку до начала действий, направленных на регистрацию автомобиля, то есть до даты подачи соответствующего заявления в ГИБДД.

Впрочем, существуют категории транспорта, для которых обязанность страхования не установлена. Они перечислены в ч. 3 ст. 4 40-ФЗ. К ним относятся:

  • транспорт с максимально возможной скоростью движения в 20 км/ч, например, велосипед;
  • военный транспорт;
  • средства передвижения без колес, имеющие ход на гусеницах или полозьях;
  • транспорт, зарегистрированный за границей, для которого оформлена страховка по международным стандартам.

Предусмотрено, что владельцы транспорта, пренебрегающие страхованием, несут ответственность, установленную законодательством РФ (по нормам КоАП РФ), а также выплачивают сумму ущерба и вреда, предусмотренную законом об ОСАГО, из собственных средств.

Правовой акт определяет, что непосредственные правила страховки устанавливаются отдельным документом. В действующем законодательстве – положением Центробанка РФ от 19.09.2014 № 431-П.

Статья 6 определяет, что страховым риском является наступление автогражданской ответственности при причинении вреда имуществу, жизни или здоровью третьим лицам. Определены ситуации, не относящиеся к области действия настоящего ФЗ, но регулируемые иными НПА, например:

  • нанесение морального вреда,
  • вред жизни и здоровью сотрудников при исполнении ими должностных обязанностей,
  • вред жизни и здоровью пассажиров, перевозимых перевозчиком.

По полису ОСАГО установлены максимально возможные компенсационные суммы:

  • не более 400 тыс. руб. при возмещении вреда имуществу,
  • не более 500 тыс. руб. при возмещении вреда жизни и здоровью.

Прописана обязательная законодательно регулируемая процедура формирования страховых премий компаниям. В статье 9 приведены классификации базовых ставок и коэффициентов, применяемых при определении стоимости полиса.

Законодатель оговаривает, что срок действия договора по умолчанию не может быть менее года. Исключение сделано для автомобилей, зарегистрированных на территории иных государств и для транспорта, следующего транзитом к месту регистрации или техосмотра.

Впрочем, если страхователь решит расторгнуть договор ранее одного года, часть премии возвращается после перерасчета.

Статья 11 устанавливает алгоритм действий участников при наступлении страхового случая, в частности, обязанность виновника сообщить сведения о договоре и компании. В свою очередь, потерпевший при решении воспользоваться выплатой должен уведомить о намерении страховщика, предоставив подтверждающие ДТП документы.

Введением в действие статьи 11.1 законодатель упростил процедуру оформления небольших по тяжести происшествий.

Для ДТП, совершенных после 01.06.2018, предусмотрена возможность оформления так называемого Европротокола без участия сотрудника полиции. Особенности проведения процедуры, а также ограничения, связанные с ней, определены в той же статье.

В следующей статье 12 досконально описан порядок предоставления выплаты потерпевшей стороне, описаны правила подачи документов на выплату и регламентированные сроки, а именно 20 календарных дней (за исключением праздничных и нерабочих) для выплаты или выдачи направления на ремонт.

Для определения причин возникновения вреда транспорту оставлена возможность проведения независимой технической экспертизы. Требования к процедуре прописаны в статье 12.1 40-ФЗ.

Права страховых компаний защищены введением возможности регрессного требования к виновному в ДТП лицу. Перечень ситуаций, в которых компания вправе затребовать от страхователя возврата выплаченной пострадавшему суммы, указан в статье 14 закона.

С 2007 года действует возможность получения потерпевшим прямой выплаты по страховому случаю. Это значит, что лицо вправе обратиться за компенсацией в собственную страховую компанию. Страховщик виновника ДТП впоследствии возмещает коллегам понесенные расходы.

Статья 15 описывает порядок заключения договора ОСАГО. Полис выдаётся владельцу ТС с указанием лиц, допущенных им к управлению. Эта же норма содержит список необходимых документов для совершения сделки. Закон предусматривает право страхователя выбрать СТО из предложенных страховщиком для проведения ремонтных работ.

Установлена возможность выдачи полиса в виде электронного документа без необходимости посещения офиса компании.

Не секрет, что споры по размеру страховой выплаты остаются нередким событием. Нормативный акт определяет особую процедуру решения конфликта. Согласно статье 16.1, потерпевший обязан до подачи иска в суд направить в адрес страховой письменную претензию, а вторая сторона, в свою очередь, должна ответить.

В соответствии со статьей 17 инвалиды имеют право на получение компенсации в размере 50% от премии страховщику.

Понятие компенсационных выплат

Глава третья посвящена вопросам получения компенсационных выплат. Речь идёт о ситуациях, когда страховщик не может выполнить обязательства по причине банкротства или отзыва лицензии. Кроме того, для компенсаций причинения вреда жизни и здоровью предусмотрены случаи выплат при отсутствии полиса ОСАГО у виновника ДТП.

Компенсации оплачиваются за счёт средств профессионального союза страховщиков за вычетом частично внесённых страховщиком средств. Правила получения аналогичны правилам, установленным для взаимодействия пострадавшего и страховщика.

Прочие положения

В главах 4 и 5 закона прописаны основные требования к страховщикам, принципы действия профессионального союза.

Заключительная 6 глава носит дополняющий характер и определяет способы информационного взаимодействия органов власти, компаний, учреждений и граждан, включенных в систему работы “автогражданки”.

Определено наступление ответственности граждан за игнорирование требований законодательства. Органом, осуществляющим контроль за исполнением требований, является полиция.

Источник: https://zakonsovet.com/avtoyurist/straxovanie/osago/federalnyj-zakon-40.html

Федеральный закон ОСАГО с последними поправками

Ст 19 фз об осаго

В ФЗ №40 об ОСАГО от 25.04.2002 на протяжении последних лет внесены серьезные корректировки, направленные на защиту прав пострадавших в авариях.

Закон ОСАГО с последними изменениями 2019 года окончательно закрепил приоритет возмещения ущерба транспортному средству пострадавшего в натуральной форме в виде ремонта ТС.

В статье рассмотрим, какие еще важные для автолюбителей изменения внесены в закон об ОСАГО.

Федеральный закон об ОСАГО 2018 года с изменениями содержит основные принципы по процедуре возмещения материального и физического ущерба, причиненного пострадавшим в результате ДТП.

Страхование собственников автотранспортных средств относится к обязательному виду страхования, по которому в соответствии с новым законом об ОСАГО страховщик не вправе отказать в заключении договора владельцу ТС.

Кроме того, законом запрещено вождение автотранспорта без страховки.

Страховой полис ОСАГО — неотъемлемая часть документов, которые находятся у водителя. Страховка автовладельца подтверждает страхование возможных рисков перед третьими лицами. Компенсации возмещаются за причинение имущественного ущерба пострадавшим, жизни и здоровью застрахованного.

Если в аварии признан виновным владелец полиса ОСАГО, то страховая организация возместит причиненный ущерб пострадавшим в установленном законом размере.

Подобный механизм возмещения ущерба дает потерпевшей стороне право без длительного судебного разбирательства получить положенную компенсацию.

ФЗ №40 об ОСАГО с последними изменениями 2019 года делает акцент на праве автолюбителей самостоятельно выбирать тарифный план и стоимость страховки, а также на пролонгированной ответственности владельца полиса ОСАГО. Смысл изменения в том, что при покупке нового полиса водитель, который совершал раньше ДТП, заплатит за него повышенную стоимость в соответствии с коэффициентом бонус-малус.

Подобная концепция автострахования сложилась в мировой практике, которая считается действенной при добросовестном соблюдении условий договора сторонами, в том числе и страховой организацией.

Что регулирует ФЗ №40

Страховые правоотношения ФЗ «Об ОСАГО» прежде всего имеют гражданско-правовой характер, который предусматривает особенности гражданской ответственности владельца ТС, как источника повышенной опасности (ст. 2 ФЗ №40):

  • за каждым водителем закрепляется обязанность ежегодного страхования автогражданской ответственности;
  • законом установлены суммы страховых выплат, повышающие и понижающие стоимость страховки коэффициенты, объект страховых отношений, классификация и виды рисков;
  • процедуру фиксации и разбора аварии;
  • порядок и размер компенсаций по возмещению ущерба;
  • перечень организаций, которые контролируют соблюдение автовладельцами норм закона об ОСАГО с разграничением пределов должностных полномочий;
  • регулирование претензионных споров сторон.

О возмещении ущерба в натуральной форме

Закон об ОСАГО 2019 с изменениями, подготовленными Минфином РФ, прежде всего установил преимущественное возмещение по причиненному ущербу в натуральной форме. Натуральная форма возмещения ущерба ТС подразумевает не денежную компенсацию владельцу, а проведение ремонтных работ по восстановлению автомобиля на СТО.

К процессу восстановления ТС в натуральной форме установлены следующие требования:

  • период ремонтных работ не может превышать 30 суток с момента транспортировки автотранспорта на СТО;
  • список СТО, с которыми у страховщика заключены договоры, должен быть опубликован на официальном сайте организации;
  • калькуляция возмещения и замена комплектующих частей производится с учетом износа ТС, но не больше 50%. СТО запрещается использовать подержанные комплектующие детали;
  • место проведения восстановительных работ должно располагаться в территориальной близости для страхователя;
  • СТО должны отвечать принятым производственно-техническим требованиям;
  • гарантия на восстановительные работы ТС составляет полгода, на работы по проведению кузовного ремонта, покраски автомобиля — год;
  • при нарушении установленного законом 30-дневного срока, отведенного на восстановление ТС, страховая организация выплачивает штраф (пеню) за каждый день просрочки — 0,5% с суммы компенсации по страховке.

Если попал в ДТП

Порядок фиксации автопроишествия без привлечения инспекторов ГИБДД стал более детализирован и конкретен. Законом установлено, что ДТП, в котором столкнулось не больше двух ТС с повреждением, разрешается оформить без вызова инспекторов ГИБДД.

У участников ДТП должен быть полис ОСАГО, а вред причинен только ТС. Но разногласия у сторон по поводу причиненного ущерба, обстоятельств и характера аварии недопустимы.

Формуляр европротокола с заявлением о компенсации направляется водителями страховым организациям в пятидневный срок с момента ДТП.

Что изменил закон об ОСАГО в 2019 году

Рассмотрим, какие новые положения и изменения разработаны и внесены в новый закон об ОСАГО:

  1. Увеличили максимальный порог выплат компенсаций по европротоколу до 100 000 рублей, по возмещению понесенного ущерба размер выплаты повысили до 400 000 рублей. Подняли планку размера компенсации ущерба, причиненному жизни и здоровью застрахованного, до 500 000 рублей. Размер выплат рассчитывается пропорционально таблице коэффициентов по тяжести полученных травм. При гибели застрахованного выгодоприобретатели (родственники) получают 475 000 рублей, а также 25 000 рублей — расходы, связанные с ритуальными услугами по погребению погибшего.
  2. Создали объединенную информационную базу по страховым и страхователям для более детального контроля за надлежащим соблюдением условий договора автострахования каждой из сторон.
  3. Срок действия полиса ОСАГО распространяется на один год и не может быть меньше. Соответственно, КБМ будет устанавливаться один раз в год — 01.04. Предусмотрено оформление договора на 20-дневный срок без карты диагностики при покупке транспортного средства и перегона к месту регистрации и техосмотра.
  4. Запрещено проводить и ссылаться на независимую экспертизу. Резолюции и документы, которые предоставляются сторонами на основе выводов независимой экспертизы, юридической силы не имеют.
  5. ЦБ РФ взял на себя обязанность заниматься установлением предельного верхнего и нижнего порога тарифных ставок по страховке ОСАГО. Базовые тарифные показатели и коэффициенты, применяемые страховыми организациями не должны противоречить требованиям, которые установлены Центробанком. С января 2019 года верхние и нижние пределы тарифных ставок расширены Центробанком на 20% в каждую сторону. Страховые вправе вводить собственный тариф только в пределах принятого тарифного коридора.
  6. За возмещением в страховую стало возможным обращаться вне зависимости от количества участников ДТП, раньше ограничивалось двумя. Предусмотрен прямой порядок возмещения ущерба, когда застрахованный обращается за выплатой в свою страховую компанию, а не к страховщику виновного в аварии.
  7. Без диагностической карты о состоянии автомобиля страховка оформляться не будет.
  8. Отрегулирован процесс покупки страховых полисов онлайн. Оформить полис можно через официальный сайт компании страховщика. Здесь есть исключение: купить онлайн-страховку не смогут водители-новички, сведений о которых нет в базе РСА. Электронный полис наделен такой же юридической силой, как и бумажная страховка. Если сервис по предоставлению страховок онлайн отсутствует на сайте страховой компании, ЦБ РФ вправе приостановить или лишить лицензии СК.
  9. Законом урегулирован вопрос рассмотрения споров между страхователем и страховой организацией. При наступивших разногласиях между сторонами страхователь направляет претензию, дополненную необходимыми документами, которые подтверждают и обосновывают позицию потерпевшего. Организация-страховщик рассматривает претензию в течение пяти дней и направляет потерпевшему либо согласие на удовлетворение требований, либо отказ с указанием мотивированных причин. Если дело дошло до искового разбирательства в суде, в ходе которого суд удовлетворил иск истца (потерпевшего), на ответчика (страховую) будет наложен штраф из расчета 50% разницы между суммой страховой выплаты, установленной судом, и выплатой, произведенной страховщиком в добровольном порядке.
  10. ФЗ ужесточил ответственность страховых при нарушении сроков выплат по страховым рискам или возмещению вреда в натуральной форме в виде работ по восстановлению ТС. Страховая компания-нарушитель обязана будет уплатить пени в сумме 1% за каждый день просрочки от размера страховой выплаты.
  11. На должностных лиц возлагается административная ответственность в виде штрафа в 50 000 рублей при необоснованном отказе в заключении договора страхования либо навязывании дополнительных услуг, которые законом не относятся к обязательным.

Новый закон об ОСАГО еще будет дорабатываться и корректироваться с учетом нынешней практики и мнения экспертов.

Какие еще нововведения ожидают автомобилистов

В 2019 году планируется введение «безлимитного европротокола» по всей территории России. Европротокол будет оформляться с помощью фото- и видеосъемки, включая спутниковую систему раскадровки местности.

Тарифный коридор также обещают расширить до 30% в 2019 году и до 40% в 2020. Центробанк намерен в ближайшие два-три года отменить коэффициенты: по мощности двигателя и территориальный.

Полис привяжут к водителю, а не к автотранспортному средству. У каждого водителя появится собственная страховая история. В связи с этим страховка ОСАГО для добросовестных водителей будет стоить дешевле.

Источник: https://credits.ru/publications/osago/federalnyy-zakon-osago-s-poslednimi-popravkami-/

Закон об осаго 2020 год комментарии

Ст 19 фз об осаго

— при высоких рисках нарушения сроков ремонта (30 дней),

— в случае невозможности восстановления аварийного транспортного средства,

— при наличии дополнительных письменных соглашений на этот счёт между страхователем и страховщиком.

Дебаты вокруг статей нового Закона об продолжаются и в настоящее время.

Причина разнообразных трений заключается в следующих позициях:

Кроме перечисленных пунктов существует ещё ряд позиций, требующих дальнейшей доработки с учётом объективных реалий. Поэтому даже новая редакция Закона об ОСАГО однозначно будет подвергаться различным корректировкам в ближайшем будущем.

Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

(с изменениями на 29 декабря 2020 года)

Принят

Государственной Думой3 апреля 2002 года

ОдобренСоветом Федерации10 апреля 2002 года

В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, настоящим Федеральным законом определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — обязательное страхование), а также осуществляемого на территории Российской Федерации страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, участником которых является профессиональное объединение страховщиков, действующее в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее — международные системы страхования).

Федеральный Закон об ОСАГО последняя редакция 2020 года

Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон об ОСАГО) стал основным инструментом регулирования важнейших процессов в нашем обществе.

Речь идёт о ситуациях, при которых наступает ответственность за нанесения вреда третьим лицам с участием транспортных средств различного типа.

В данный законодательный акт постоянно вносятся корректировки, отражающие мнение общества и правоведов в знаковых вопросах действующего правового регламента.

Порядок действия при наступлении страхового случая

Для заключения договора обязательного страхования страхователь представляет страховщику следующие документы (п. 3 ст. 15 ФЗ «Об ОСАГО»):

  • заявление о заключении договора обязательного страхования;
  • паспорт или иной удостоверяющий личность документ (если страхователем является физическое лицо);
  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица (для юридического лица);
  • документ о регистрации транспортного средства, выданный органом, осуществляющим регистрацию транспортного средства (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт или технический талон либо аналогичные документы);
  • водительское удостоверение или копия водительского удостоверения лица, допущенного к управлению транспортным средством (в случае, если договор обязательного страхования заключается при условии, что к управлению транспортным средством допущены только определенные лица);
  • диагностическая карта, содержащая сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (за исключением случаев, если в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств транспортное средство не подлежит техническому осмотру или его проведение не требуется, либо порядок и периодичность проведения технического осмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации, либо периодичность проведения технического осмотра такого транспортного средства составляет шесть месяцев, а также случаев, предусмотренных п. 3 ст. 10 ФЗ «Об ОСАГО»).

В заявлении о заключении договора обязательного страхования страхователь вправе указать станцию (станции) технического обслуживания, которая соответствует предусмотренным правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта и выбрана им из предложенного страховщиком перечня станций технического обслуживания, либо при наличии согласия страховщика в письменной форме иную станцию технического обслуживания, на которой страховщиком, застраховавшим ответственность страхователя, при наступлении страхового случая будет организован и (или) оплачен восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства в рамках прямого возмещения убытков.

Предлагаем ознакомиться: Горячая линия ОМС: номер телефона, как написать обращение

Бланк полиса

При заключении договора обязательного страхования страховщик вручает страхователю страховой полис, являющийся документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования, или выдает лицу, обратившемуся к нему за заключением договора обязательного страхования, мотивированный отказ в письменной форме о невозможности заключения такого договора, о чем также информирует Банк России и профессиональное объединение страховщиков.

Страховщик не позднее одного рабочего дня со дня заключения договора обязательного страхования вносит сведения, указанные в заявлении о заключении договора обязательного страхования и (или) представленные при заключении этого договора, в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со ст. 30 закона об ОСАГО. Бланк страхового полиса обязательного страхования является документом строгой отчетности (п. 7 ст. 15 ФЗ «Об ОСАГО»).

Европротокол

Существует возможность оформления документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции (т.н. «Европротокол») в порядке, установленном Банком России, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:

  1. в результате ДТП вред причинен только транспортным средствам, указанным в подпункте «б»;
  2. дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с законом об ОСАГО;
  3. обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников ДТП и зафиксированы в извещении о ДТП, бланк которого заполнен водителями причастных к ДТП транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования (п. 1 ст. 11.1 ФЗ «Об ОСАГО»).

В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии, заполненный в двух экземплярах водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств, направляется этими водителями страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня ДТП.

В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции владельцы транспортных средств, причастных к ДТП, по требованию страховщиков, указанных в п. 2 ст. 11.1, обязаны представить указанные транспортные средства для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы в течение пяти рабочих дней со дня получения такого требования.

Для обеспечения возможности осмотра и (или) независимой технической экспертизы транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии, в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции владельцы указанных транспортных средств без наличия согласия в письменной форме страховщиков, указанных в п. 2 ст. 11.

В случае оформления документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его транспортному средству, не может превышать 50 тысяч рублей (п. 4 ст. 11.1 ФЗ «Об ОСАГО»).

Источник: https://za-nas-zakon.ru/raznoe/zakon-o-strahovanii-osago-2.html

Закон об ОСАГО: 10 лет правки

Ст 19 фз об осаго

Закону об ОСАГО в этом году исполнилось 10 лет. За это время в него вносились изменения 23 законодательными актами. Одни из последних изменений — от 28 июля 2012 года. При этом пока в официальных изданиях новая редакция закона со всеми внесенными поправками не опубликована.

И вот на минувшей неделе в Госдуму внесен пакет поправок, который предусматривает увеличение лимитов в рамках обязательного страхования. Планку лимита по имущественным рискам представители Российского союза автостраховщиков (РСА) предлагают поднять с 120 тыс. до 400 тыс. руб., а лимит страховых выплат за вред жизни и здоровью граждан — с 160 тыс. до 500 тыс. рублей.

Новые поправки автовладельцы Алтайского края восприняли довольно негативно. Новшества автолюбители оценили как очередное “заглядывание” в карман рядового россиянина. «Совершенно очевидно, что если законопроект примут, то страховщики в очередной раз залезут в карман автовладельцам», — прямо заявил председатель НОО “Федерации автовладельцев Алтая” (ФАА) Виктор Клепиков.

Также алтайских автолюбителей смущает то количество правок, которым подвергался закон об ОСАГО. В этой связи редакция «АвтоАмика» попыталась разобраться, какие изменения и когда вносились в федеральный закон № 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”.

Выяснилось, что закон правили довольно часто. Еще до вступления его в силу — с 1 июля 2003 года — текст закона подвергся основательным поправкам. Далее шло поэтапное реформирование закона об ОСАГО.

Многие изменения носили технические характер, иные буквально ставили все «с ног на голову».

Всего изменения в закон об ОСАГО с 2002 года были внесены 23 законодательными актами: федеральными законами и Постановлением Конституционного Суда РФ.

Итак, сам федеральный закон № 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” был принят Государственной Думой 3 апреля 2002 года, одобрен Советом Федерации – 10 апреля 2002 года. Первые же изменения были внесены в декабре 2002 года – федеральным законом от 24.12.2002 № 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год».

Поправки приостанавливали обязанность владельцев транспортных средств по страхованию гражданской ответственности с 1 июля по 31 декабря 2003 года.

Но эти положения касались только транспортных средств, состоящих на балансе органов государственной власти России, органов государственной власти субъектов, органов местного самоуправления, учреждений и организаций, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также транспортных средств, полученных инвалидами через органы социальной защиты населения.

Следующие изменения были внесены федеральным законом № 77-ФЗ 23 июня 2003 года. В частности, изменения коснулись обязанностей по страхованию гражданской ответственности.

Теперь они не распространяется на владельцев «транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, за исключением автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов».

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г.

 № 199-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований” также затронул «многострадальный» закон об ОСАГО.

В частности, компенсации страховых премий по договору обязательного страхования стали расходным обязательством Российской Федерации, а сами полномочия по выплате этих компенсаций переданы на уровень регионов. Средства на эти цели предусматривались из федерального бюджета в виде субвенций.

В 2005 году в закон “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” поправки были внесены два раза. Так, постановлением Конституционного Суда РФ от 31.05.

2005 № 6-П статья 5 в части, допускающей произвольное определение Правительством России условий договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 и 45 (часть 1).

Но при этом положения пункта 1 статьи 4, закрепляющие обязанность страхования владельцами транспортных средств риска своей гражданской ответственности и недопустимость использования на территории Российской Федерации транспортных средств, владельцы которых не исполнили эту обязанность, признаны не противоречащими Конституции РФ.

Очень важные изменения были внесены федеральным законом от 21.07.2005 № 103-ФЗ в отношении компенсационных выплат.

Ранее такая выплата осуществлялась только в счет возмещения вреда жизни или здоровью потерпевшего.

В результате изменений компенсационная выплата осуществляется не только в счет возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, но и в счет возмещения вреда, причиненного имуществу потерпевшего.

Источник: https://www.amic.ru/news/365652/

Статья 12 закона об ОСАГО с последними изменениями

Ст 19 фз об осаго
Бесплатная консультация юриста по телефону:

Федеральный закон “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” обязывает всех автовладельцев осуществлять страховку потенциальных рисков причинения вреда третьим лицам во время вождения или использования транспорта. Вождение без страховки ОСАГО на территории Российской Федерации запрещено.

Общие положения статьи 12 закона об ОСАГО

Закон об ОСАГО предусматривает следующие ключевые положения:

  • Порядок и особенности осуществления процедуры страхования;
  • Обязанность возмещения нанесённого ущерба пострадавшим лицам;
  • Обуславливание ответственности посредством соответствующего документа — полиса ОСАГО.

Статья 12 закона об обязательном страховании предусматривает порядок и условия возмещения страховой компенсации за причиненный вред пострадавшим автомобилистам. Статья состоит из 25 частей, рассмотрим ключевые положения.

Пункт 1 статьи 12 закона об ОСАГО предусматривает следующие правила направления заявления о возмещении вреда:

  • Требование о выплате страхового взноса при нанесении ущерба здоровью или имуществу направляется потерпевшим в страховую компанию нарушителя, за исключением ситуации, установленной п. 1 ст. 14.1 настоящего закона, когда в ДТП участвуют несколько транспортных средств. В таком случае требование направляется в страховую компанию потерпевшего;
  • Требование о возмещении ущерба адресуется вместе с документами о страховании и свидетельствами, подтверждающими факт страхового случая;
  • Заявление о страховой выплате или прямом возмещении убытков следует направить страховщику или его ближайшему представителю;
  • Информация о контактных данных страховой компании и её представительств должна быть в приложении к полису ОСАГО.
  • Если предоставленных документов недостаточно для подтверждения страхового случая, страховой агент обязан в течение трёх дней, если они получены по почте, и в тот же день, если потерпевший явился лично, указать полный перечень бумаг или объяснить особенности их заполнения, если они оформлены неправильно.
  • Страховщик может быть уведомлён в электронной форме, однако потерпевший всё равно должен будет направить ему документы в письменном виде.
  • Страховщик не может требовать у потерпевшего предоставлять документы, которые не предусматриваются законом.

ФЗ о страховании с последними изменениями смотрите тут:

Пунктом 2 ст.

12 предусматривается осуществление страховой выплаты в соответствии с документами из полиции о факте дорожно-транспортного происшествия и медицинскими справками о предоставлении первой помощи и с указаниями о степени нанесённого вреда здоровью. Сумма компенсации устанавливается с расчётом на восстановление причинённых здоровью и имуществу повреждений и в пределах установленных правительством размеров.

ФЗ №151 в редакции 2018 года.

Пункт 3 настоящей статьи устанавливает случаи дополнительной денежной выплаты после осуществления положенной по страховке компенсации:

  • если в результате медицинского обследования выявляется, что полученной страховки недостаточно для покрытия расходов на восстановление ущерба, причинённого здоровью, страховая компания определяет недостающую сумму и выплачивает её пострадавшему.
  • если в результате ДТП потерпевшему присваивается группа инвалидности, страховщик производит выплату дополнительных средств к положенной страховой компенсации в размерах, предусмотренных Правительством РФ.

Если потерпевший нуждается в дополнительных расходах на восстановление после ДТП (протезирование, посторонний уход, дополнительные лекарства, санаторное лечение и др), он должен предоставить доказательства, что он в данных процедурах нуждался, а также документы, подтверждающие финансовые затраты, после чего страховщик возмещает разницу между выплаченной компенсацией и потраченной на лечение суммой.

Пунктами 6 и 7 предусматривается выплата страховщиком компенсации в случае смерти пострадавшего в результате дорожно-транспортного инцидента.

Лица, получающие данное возмещение, устанавливаются гражданских кодексом, среди них: члены семьи, а также граждане, которые находились на иждивении у погибшего.

Размер компенсации составляет 475 тысяч рублей для выгодоприобретателей, и 25 тысяч рублей для лиц, которые осуществляли похороны погибшего.

Пунктами 10-11 ст.12 закона об ОСАГО устанавливается порядок проведения осмотра транспортного средства на факт страхового случая.

Потерпевший, в соответствии со страховыми правилами, после уведомления страховщика о дорожном инциденте, должен в течение 5 дней предоставить повреждённый автомобиль или его остатки в независимую экспертную службу для установления наличия страхового случая и оценки степени ущерба.

Страховщик в течение 10 дней с момента получения извещения об аварии должен также осуществить осмотр повреждённого транспортного средства.

Если нет возможности транспортировать автомобиль в экспертную организацию, страховщик обеспечивает выезд группы аналитиков, которые осматривают транспорт на месте его нахождения. Договором о страховке могут устанавливаться другие сроки о проведении независимой экспертизы и осмотре автотранспорта страховым агентом.

Статья 12 предусматривает возможность не проводить независимую экспертизу, если страховщик и потерпевший в результате поврежденного автомобиля сошлись во мнениях относительно страхового случая и не настаивают на осуществлении дополнительного осмотра.

Пунктом 15 настоящей статьи устанавливаются следующие способы возмещения ущерба за повреждённое транспортное средство, кроме легковых автомобилей:

  • оплата восстановительного ремонта в соответствии с условиями договора;
  • выплата денежной суммы потерпевшему.

Страховое возмещение за повреждённые в результате ДТП легковые автомобили осуществляется путём организации восстановительного ремонта на станциях технического обслуживания, в соответствии с условиями договора. Восстановительные работы проводятся согласно следующим требованиям:

  • ремонт осуществляется в течение 30 рабочих дней, с момента предоставления повреждённого автомобиля;
  • ремонт проводится на ближайшей, в радиусе 50 километров, СТО от места происшествия или проживания потерпевшего;
  • при ремонте должны быть сохранены гарантийные обязательства изготовителя автотранспорта.

Страховка при повреждении легкового автомобиля выплачивается в виде денежной суммы в следующих случаях:

  • транспортное средство уничтожено или не подлежит восстановлению;
  • гибель потерпевшего;
  • потерпевшему был нанесён вред здоровью средней тяжести и более, если он выбрал в заявлении о страховом возмещении данный вид выплаты;
  • потерпевший является инвалидом;
  • если стоимость ремонта превышает сумму страховки и выгодоприобретатель не желает доплатить недостающую сумму за восстановление автомобиля;
  • при соответствующем письменном соглашении.

В соответствии с положениями пункта 17 ст. 12, страховщик должен предоставлять клиентам на своём официальном сайте всю необходимую информацию о станциях технического обслуживания и особенности осуществления ремонтных восстановительных работ.

Согласно пункту 20 статьи 12 закона об ОСАГО, страховщик отказывает в выплате компенсации, ремонте или утилизации транспортного средства, если в результате осмотра или независимой экспертизы невозможно достоверно определить наличие страхового случая и оценить степень повреждений или размер убытков.

Пункт 21 ст. 12 закона об ОСАГО устанавливает следующие условия относительно сроков осуществления страховых выплат и проведения ремонтных работ:

  • Страховщик должен в течение 20 дней с момента получения заявления о страховом возмещении со всеми прилагающимися документами произвести выплату компенсации или выдать направление на независимую техническую экспертизу и на ремонт в СТО, который будет осуществлён за счёт полиса. В случае отказа, потерпевший должен быть письменно уведомлён с указанием причины.
  • Если страховщик не выполняет свои обязательства в установленный срок, он выплачивает потерпевшему неустойку за каждый просроченный день в размере 0.5 процентов от предусмотренной компенсации.
  • Установленные пени выплачиваются на основании заявления о выплате неустойки, в которой должны быть указаны наличный или безналичный способ расчёта и банковские реквизиты, на которые будут переведены средства, если выбран второй способ.
  • Надзор за осуществлением обязанностей страховщика по выплате компенсаций ведёт Банк России.
  • До того как будет полностью определён размер компенсации, страховщик может по соответствующему заявлению потерпевшего выплатить часть страховой суммы, которая является фактически установленной.

В соответствии с пунктом 22 статьи 12 ФЗ-40, если в причинах ДТП виновны все его участники, страховая компания производит выплату компенсации всем застрахованным лицам, в зависимости от степени их вины.

Последние поправки

В ходе последних поправок статьи 12 закона об ОСАГО 28.03.2017 было изменено её название на текущее — “Порядок осуществления страхового возмещения причиненного потерпевшему вреда” и в ряде положений слова “страховая выплата” были изменены на “страховое возмещение”. Также были добавлены следующие пункты:

  • п. 15.1, предусматривающий особенности проведения восстановительного ремонта легкового автомобиля;
  • п. 15.2, устанавливающий требования к СТО при проведении ремонтных работ, среди которых: доступность сервиса в радиусе 50 км., проведение ремонта в течение 30 дней, соблюдение гарантийных обязательств;
  • п. 15.2, дающий потерпевшему возможность самостоятельной организации обследования и ремонта автомобиля, о чём он должен уведомить страховщика установленным способом;
  • п. 16.1, приводящий перечень случаев, когда страховая компенсация за повреждённый легковой автомобиль производится денежным платежом.
  • п.17.1, предусматривающий порядок ограничения Банком России страховщика в осуществлении выплат компенсаций пострадавшим, если он более двух раз в течение одного года нарушает свои обязательства.

Также в ходе последнего изменения закона об ОСАГО 26.07.2017 в статью 12 были внесены изменения, которые вступят в силу 1 октября 2019 года. Данной поправкой будет упразднена возможность максимальной страховой выплаты для случаев, при которых документы о ДТП заполняются без участия сотрудников полиции.

Скачать закон об ОСАГО в последней редакции

Источник: https://lawlinks.ru/statya-12-zakona-ob-osago/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.