Ст 32 фз о страховых пенсиях
Содержание
- 1 Фз № 400 о страховых пенсиях: изменения, условия назначения, размер и право
- 1.1 Последние изменения в федеральном законе
- 1.2 Условия назначения страховой пенсии
- 1.3 По старости
- 1.4 По инвалидности
- 1.5 По случаю потери кормильца
- 1.6 Страховой стаж
- 1.7 Размер страховой пенсии и фиксированной выплаты
- 1.8 Право на досрочное назначение страховой пенсии
- 1.9 Стаж для лиц, работающих в районах Крайнего севера
- 2 Статья 32. Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии отдельным категориям граждан
- 3 Особенности закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в РФ
- 3.1 Об основных положениях законопроекта
- 3.2 На каких условиях назначаются страховые отчисления
- 3.3 Показатели стажа и размеры страховых пособий по действующему ФЗ
- 3.4 Как назначаются, перечисляются и доставляются страховые пенсии
- 3.5 Возможность получения пособия ранее установленного срока
- 3.6 Заключительные разделы ФЗ
Фз № 400 о страховых пенсиях: изменения, условия назначения, размер и право
В 2015 году вступил в действие 400 ФЗ о страховых пенсиях, который пришёл на замену старому закону о трудовых пенсиях. Рассмотрим основные положения этого нормативно-правового акта, какие новшества он принёс россиянам.
Последние изменения в федеральном законе
Федеральный закон №400 был принят в 2013 году, а вступил в действие в 2015. С этих пор в его текст был внесён целый ряд изменений и дополнений. Последние изменения, принятые в 2018 году :
- Март 2018. Текст закона был дополнен статьёй №29.1, регламентирующей порядок размещения информации относительно начислений страховых выплат и периодах трудового стажа. Отныне данная информация должна размещаться в открытом онлайн источнике – Единой информационной системе соцобеспечения.
- С 2019 года право на досрочное оформление страховой пенсии обрели труженики села, занятые непосредственно в производстве или переработке сельхозпродукции, либо в сопутствующих отраслях.
Кроме того, в текст закона вносились другие поправки, по большей части имеющие мелкий технический характер, и не меняющие смысла положений ФЗ №400.
Условия назначения страховой пенсии
В главе №2 федерального закона прописаны условия назначения страховых пенсий. Всего таких оснований имеется три:
- По достижению работником пенсионного возраста.
- Получение инвалидности.
- По причине потери кормильца.
Рассмотрим каждый из перечисленных мотивов подробнее.
По старости
Ст. 8 ФЗ №400 о страховых пенсиях предусматривает возможность обращения за назначением страховой пенсии каждому гражданину, достигшему установленного пенсионного возраста.
Ранее он составлял 60 лет для мужской части трудящихся, и 55 – для женской.
С началом очередной пенсионной реформы, старт которой был дан с принятием ФЗ №350, пенсионный порог предусматривается к 2025 году постепенно увеличить на 5 лет.
Для государственных и муниципальных чиновников возраст ухода на пенсию уже был повышен в 2016 году, в соответствии с ФЗ №143. Данное положение нашло отражение в подпункте 1.1 статьи №8 закона о страховых пенсиях. К моменту окончания реформы госслужащие будут выходить на пенсию в 65 (мужчины) и в 63 года (женская часть).На досрочное назначение пенсии могут претендовать лица, имеющие в своём активе страховой стаж в 37 лет (женщины) и 42 года (мужчины), при условии достижения ими возраста в 55 и 60 лет.
Пенсия таким категориям рабочих и служащих назначается на 2 года раньше установленного ФЗ №350 срока.
Дополнительное общее условие для получения страховой пенсии для всех остальных лиц – наличие минимального стажа в 15 лет, и 30 баллов ИПК.
По инвалидности
Ст. №9 определяет право на страховую пенсию для всех граждан, получивших любую группу инвалидности. Таким правом можно воспользоваться при условии, что человек является участником системы ОМС, и имеет личный страховой счёт в Пенсионном фонде. Для назначения пенсии по инвалидности необходимо иметь документальное подтверждение из организации медико-социальной экспертизы.
При полном отсутствии у человека, получившего инвалидность, страхового стажа, он не может рассчитывать на получение страховой пенсии. В этой ситуации ему назначается лишь социальное пособие в размере, установленном правительственным постановлением.
По случаю потери кормильца
ФЗ №400 о страховых пенсиях предусматривает также назначение страховых выплат лицам, потерявшим единственного кормильца в семье. Право на такую пенсию обретают все иждивенцы, состоявшие на попечении скончавшегося гражданина:
- Родители-пенсионеры, а в их отсутствие также бабушки (дедушки) пенсионного возраста.
- Родители, братья и прочие родственники, имеющие инвалидность.
- Супруга (супруг) в случае стойкой нетрудоспособности.
Также вправе получать пенсию по потере кормильца родственники скончавшегося человека, если они взяли на попечение его бывших иждивенцев: несовершеннолетних детей, братьев, сестёр, внуков и т.д.
При этом братья родственники, не являющимися детьми покойного, считаются его их иждивенцами, если у них нет трудоспособных родителей.
Бабушки и дедушки, являющиеся пенсионерами, либо инвалидами, чтобы считаться иждивенцами покойного гражданина, также не должны иметь иных родственников, которые позаботились бы о них.
Страховой стаж
ФЗ №400 о страховых пенсиях ввёл ещё одно новшество: заменил понятие «трудового стажа» на «страховой». Статья №11 определяет, что входит в него.
Это период официальной трудовой деятельности на территории РФ, в течение которого совершались отчисления в страховой фонд по программе ОПС.
Если же человек трудился за рубежом, то это время засчитывается в стаж, если такое предусмотрено специальным договором, или при уплате взносов в ПФР.
Также в общий страховой стаж засчитывается:
- Время прохождения гражданином срочной службы в рядах ВСРФ, или иных военизированных формированиях – МВД, Росгвардии, ФСБ и т.д.
- Нахождение на больничном по временной нетрудоспособности.
- Уход за детьми, до достижения ими полуторагодовалого возраста.
- Время вынужденной безработицы, если супруга офицера или контрактника, во время проживания в отдалённом гарнизоне, не смогла найти работу по специальности.
- Проживание за границей супругов российских дипломатов и консулов, не имеющих собственной работы при дипломатическом представительстве. То же относится к супругам работников официальных представительств российских госучреждений – научных, торговых, производственных.
- Время, в ходе которого впоследствии реабилитированный человек вынужденно не работал из-за ошибочного привлечения к уголовной ответственности.
- Время, отданное уходу за нетрудоспособным инвалидом, имеющим 1-ю группу, за ребёнком-инвалидом, или престарелым лицом, возрастом свыше 80 лет.
- Официальное нахождение на учёте в центре занятости в качестве безработного.
Размер страховой пенсии и фиксированной выплаты
С принятием ФЗ №400 о страховых пенсиях, их величина стала полностью зависеть от количества накопленных человеком за свою жизнь условных баллов – ИПК.
С этого времени основной единицей для расчета размера пенсии стали не года, отданные трудовой деятельности, а наработанные пенсионные баллы. Для получения страховой пенсии, их минимальное количество в [year] году должно составлять не менее [min_ipk] единицы.
С каждым годом эта величина будет постепенно расти, пока к 2025 не составит 30 баллов.
Общая величина страховой пенсии сегодня слагается из двух величин – количества ИПК и фиксированной выплаты.
Если количество баллов индивидуально у каждого работника, то фиксированные доплаты имеют определённый размер для каждой категории граждан. Таким образом, пенсионные выплаты по системе ОПС высчитываются по следующей формуле:
- СП = (ИПК х стоимость) + ФП
- СП – искомая величина страховой пенсии.
- ИПК – общее количество накопленных пенсионных баллов.
- Стоимость – условная цена одного балла, которая на сегодня равна 87,24 руб.
- ФП – размер фиксированных платежей. Их размер составляет 5 334,19 руб.
Следует сказать, что некоторые социальные категории получают увеличенные фиксированные выплаты. К ним относятся:
- Инвалиды.
- Престарелые граждане, возрастом свыше 80-ти лет.
- Пенсионеры и инвалиды, имеющие на попечении иждивенцев.
- Лица, постоянно проживающие на севере, либо имеющие в своём активе северный стаж.
Для таких граждан размер фиксированной доплаты может увеличиваться в разы, и составлять до 24 тысяч рублей.
Право на досрочное назначение страховой пенсии
Некоторые категории трудящихся вправе рассчитывать на досрочное оформление страховых пенсий. Такое право они обретают по разным мотивам, и, в соответствии с федеральным законодательством, к льготникам относятся:
- Граждане, трудящиеся на вредных и опасных для здоровья предприятиях. Все подобные профессии разделены на два списка, и лица, отработавшие в тяжёлых условиях определённое количество лет (от 10 до 15), могут выйти на заслуженный отдых на 10 лет раньше.
- Педагоги и медики, выработавшие положенный спецстаж – 30 лет для городских, и 25 лет для сельских жителей..
- Жители северных регионов, и районов, приравненных к таковым, могут оформить пенсию на 5 лет раньше.
- Инвалиды по зрению, а также люди, страдающие патологиями роста (лилипуты и карлики).
- Многодетные матери, воспитавшие более 2-х детей.
- Представители малых народов севера, Сибири и Дальнего востока. К таковым народностям законодательство относит 39 национальностей.
- Жители сельской местности, занятые производством сельхозпродукции.
Стаж для лиц, работающих в районах Крайнего севера
Люди, работающие в северных регионах, и в районах, приравненных к ним, выходят на пенсию раньше остальных граждан. Это связано с тяжёлыми климатическими условиями, в которых приходится трудиться жителям севера.
Лица, имеющие стаж работы в северных районах 15 лет, или 20 лет для приравненных к ним районов, уходят на пенсию на 5 лет раньше. При этом не важно, где проживает человек после окончания трудовой деятельности: он может выехать из северного региона, но право на досрочную пенсию при наличии северного стажа за ним сохраняется.
с друзьями:
Источник: https://upfrf.ru/pensioneram/fz-o-straxovyx-pensiyax-400-fz.html
Статья 32. Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии отдельным категориям граждан
1. Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам:
1) женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет; одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет; опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, страховая пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки, но не более чем на пять лет в общей сложности, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно мужчины и женщины;
1.1) женщинам, родившим четырех детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 56 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет;
1.2) женщинам, родившим трех детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 57 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет;
2) женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях;
3) инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;
4) инвалидам по зрению, имеющим I группу инвалидности: мужчинам, достигшим возраста 50 лет, женщинам, достигшим возраста 40 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 15 и 10 лет;
5) гражданам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), и диспропорциональным карликам: мужчинам, достигшим возраста 45 лет, женщинам, достигшим возраста 40 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет;
6) мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера;
7) мужчинам, достигшим возраста 50 лет, женщинам, достигшим возраста 45 лет, постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, проработавшим соответственно не менее 25 и 20 лет в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков.
2. При назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 настоящей статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года.3. При определении права на страховую пенсию по старости в соответствии с пунктами 1 – 2 части 1 настоящей статьи не учитываются дети, в отношении которых застрахованное лицо было лишено родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление.
Источник: https://nalogcodex.ru/laws/federalnyy-zakon-ot-28.12.2013-n-400-fz/glava-6/statya-32
Особенности закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в РФ
Пенсионное обеспечение – важнейшая составляющая социального пакета и один из ключевых направлений страховой деятельности.
Эта область страхования призвана защитить наименее зависимые от государственной помощи слои населения.
В статье рассматриваются основные положения ФЗ о страховых пенсиях, действующего в РФ, с анализом последних изменений, принятых в рамках проводимой реформы данной сферы.
Об основных положениях законопроекта
Порядок начисления страховых пенсионных пособий регламентируется законопроектом № 400-ФЗ от 28.12.2013г. Приведенная в статье общая характеристика ФЗ, определяющая указанную область страховой деятельности, поможет лучше ориентироваться в требованиях, установленных законодательством в отношении пенсионного обеспечения.
Страховые пенсии по инвалидности могут назначаться в отношении лиц, внесенных в соответствующий государственных реестр и признанных таковыми согласно законодательным нормам.
В указанный ФЗ в 2019 году внесены коррективы, вводящие поэтапную программу реформирования данной сферы. К 2023 году общие возрастные показатели увеличатся на пять лет, при постепенном поднятии ограничений на год за каждые 12 месяцев.
Одновременно указанные изменения повысили минимально необходимый ИПК до показателя 30, с увеличением стоимости одного балла до 116,63 руб. к 2024 году.
Обратите внимание! Внесенные изменения предусматривают поэтапное увеличение возрастного ценза для начисления страховых пособий, не затрагивая льготные категории работников, для которых требования сохраняются прежними.
Согласно ст. 7 ФЗ, этот вид начислений финансируется из федерального бюджета. Средства поступают Пенсионному фонду, который и выплачивает данные пособия лицам, получившим такую возможность.
Статья по теме: Особенности лицензирования страховой деятельности в России
На каких условиях назначаются страховые отчисления
Кроме получателей пенсий по возрастным характеристикам, данный ФЗ в ст. 9 устанавливает требования для начисления пособий по причине инвалидности. Такая возможность распространяется в отношении застрахованных граждан с первой, второй или третьей группой, при условии соответствующего результата прохождения медицинской экспертизы.
В отношении инвалидов не важны продолжительность страхового стажа (главное – его наличие), причины, повлекшие инвалидность, и их взаимосвязь с трудовой деятельностью.
Обратите внимание! Если у инвалида страховой стаж отсутствует полностью, человек вправе претендовать на соответствующие социальные выплаты, как указано в ч. 3 ст. 9.
В отношении кормильца, как и в ситуации с инвалидами, также не играет роли количество отработанных лет с перечислением страховых взносов (если имеется такой стаж).
Подробнее об особенностях страховой пенсии по потере кормильца можно узнать здесь.
Показатели стажа и размеры страховых пособий по действующему ФЗ
Минимальный стаж, позволяющий получать страховые выплаты, установлен в размере 42 лет для мужской половины населения и 37 – для женской.
Согласно положениям ст. 11 настоящего ФЗ, к страховым причисляются временные отрезки, в ходе которых претендент выплачивал отчисления в Пенсионный фонд при работе в пределах территории РФ или за границей.
По аналогичным формулам подсчитывается ежемесячные платежи по инвалидности или в связи с утратой кормильца. Для вычисления последнего из указанных пособий предусмотрены некоторые детали, вносящие коррективы в расчеты, в зависимости от общего количества иждивенцев при смерти второго родителя ребенка.
Как назначаются, перечисляются и доставляются страховые пенсии
В соответствии с положениями ст. 21 данного ФЗ, страховая пенсия в Российской Федерации назначается подразделением ПФР по адресу регистрации получателя. Для оформления выплат следует обращаться в ПФР или МФЦ, подав соответствующее заявление (образец).
Такое обращение возможно со стороны работодателя в отношении трудоустроенных у него работников, если они согласны с этим и подтвердили это в письменной форме.
Предусмотрена возможность обращения в удаленной форме, путем направления электронного запроса через общероссийский портал Госуслуги, с обработкой отделением ПФР направленного запроса не позже пяти будних дней.
В случае переезда пенсионера, его дело передается в отделение ПФР по новому адресу после регистрации в установленном законом порядке.При назначении или пересмотре страховых пенсионных выплат, ПФР вправе запрашивать у получателя только те документы, которыми не располагают государственные органы. Это относится и к ситуации с индексацией пособия, с увеличением его фиксированной составляющей, за счет чего и обеспечивается рост объема ежемесячных выплат.
Указанные требования, кроме самой пенсии, распространяются в отношении фиксированной выплаты к ней, как отмечено в ч. 21 и 22 настоящей статьи ФЗ. К назначению фиксированной выплаты применяются аналогичные требования, как и к страховому пенсионному пособию, если не установлена другая система, согласно действующим постановлениям и законопроектам.
Перечисление ежемесячных пособий производится в соответствии с графиком, установленным Пенсионным фондом. Для каждого пенсионера назначается определенная дата, в которую переводятся деньги. Этот порядок, предусмотренный ФЗ, позволяет равномерно распределить финансовую нагрузку на пенсионный орган.
Возможность получения пособия ранее установленного срока
Кроме перечисленных выше, в ФЗ отмечено еще несколько льготных категорий из числа сотрудников спецподразделений, авиации, водного транспорта, педагогов, работников сферы здравоохранения, творческих деятелей, обладающих возможностью завершения трудовой карьеры ранее общеустановленного срока.
Требования к льготникам сохранились в прежнем формате, применительно к коррективам, внесенным в Федеральный закон «О страховых пенсиях» в 2019 году.
Заключительные разделы ФЗ
Ч. 9 ст. 35 данного ФЗ оставляет без изменений размеры трудовых пенсий и выплат гражданам, находящимся на территории иностранных государств.
В заключительной ст. 36 указанного ФЗ определяется порядок ввода в действие этого законодательного акта.
Проводимая реформа пенсионного законодательства проводится с целью обеспечения возможности постепенного увеличения размеров страховых и прочих видов пенсионных выплат.
Это позволит добиться повышения уровня жизни пенсионеров, с назначением достойного финансового содержания данной категории населения, особенно нуждающегося в государственной поддержке, что и преследуется изменениями настоящего ФЗ.
Источник: https://GidPoStrahovke.ru/o-strahovanii/zakon-i-pravo/fz-o-strakhovykh-pensiyakh.html