Ст18

Статья 18. правоспособности граждан

Ст18
Комментарий к статье Судебная практика

Граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

1. Права граждан определены, прежде всего, в Конституции РФ. Выделим основные положения Конституции РФ, касающиеся прав граждан:

– основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;

– осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц;

– все граждане в РФ равны перед законом и судом;

– государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

– мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации;

– каждый имеет право на жизнь (в настоящее время в РФ введен мораторий на смертную казнь);

– достоинство личности охраняется государством;

– никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию;

– никто без добровольного согласия не может быть подвергнут медицинским, научным или иным опытам;

– каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность;

– арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению;

– каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени;

– каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений;

– сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются;

– жилище неприкосновенно;

– каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность;

– каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества;

– каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства;

– каждый может свободно выезжать за пределы РФ. Гражданин РФ имеет право беспрепятственно возвращаться в РФ;

– каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания;

– каждому гарантируется свобода мысли и слова;

– гарантируется свобода массовой информации;

– граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование;

– граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей;

– право частной собственности охраняется законом;

– труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию;

– материнство и детство, семья находятся под защитой государства;

– каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом;

– каждый имеет право на жилище;

– каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь;

– каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением;

– каждый имеет право на образование;

– каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания;

– каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод;

– каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

2. Комментируемая статья содержит неисчерпывающий перечень прав граждан. Прокомментируем некоторые права граждан, перечисленные в ст. 18 ГК РФ.

Возможность иметь имущество на праве собственности. Это право установлено также Конституцией РФ и регулируется положениями разд. II ГК РФ, а также иными федеральными законами: например, ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” и другими.

Право наследовать и завещать имущество. Порядок наследования и завещания имущества регламентирован положениями разд. V ГК РФ.

Источник: https://Kodeks-GK.ru/ch-1/razdel-i/podrazdel-2/glava-3/statya-18.html

Статья 18 Конституции России

Ст18

Текст Ст. 18 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Комментарий к Ст. 18 Конституции Российской Федерации

Конституция РФ специально декларирует в данной статье, что права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Благодаря своим юридическим свойствам, Конституция РФ, ее положения о правах и свободах оказывают прямое регулирующее воздействие на общественные отношения.

При этом права и свободы признаются непосредственно действующими независимо от того, существуют или нет законодательные акты, призванные при необходимости их конкретизировать, определять правила, механизмы и процедуры для их наиболее эффективной реализации.

Это означает, что независимо от существования законодательных актов, конкретизирующих указанные права, государственные органы, должностные лица, представляющие различные ветви власти, обязаны их соблюдать.

До принятия Конституции РФ 1993 г. права и свободы человека, закрепленные Основным законом Российского государства, не рассматривались в качестве правовой основы для рассмотрения дел в судах и других правоприменительных органах.

Применялись только положения законов и других нормативных актов; отсутствовал механизм проверки законодательных актов на предмет соответствия Конституции России (конституционного контроля). Теперь при защите своих прав и свобод в суде, ином органе правомерна ссылка непосредственно на конституционные нормы.

Это может осуществляться не только при защите прав и свобод в порядке конституционного судопроизводства, но и при рассмотрении дел в гражданском, уголовном и административном процессах.

Согласно Постановлению Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г.

«О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», Конституция Российской Федерации применяется судами в качестве акта прямого действия, в частности, в следующих случаях: 1) когда закрепленные нормой Конституции положения не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность применения нормы при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и др.; 2) если федеральный закон, уже действовавший до принятия Конституции либо изданный после вступления ее в силу, противоречит положениям Конституции; 3) если закон или иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, противоречит Конституции Российской Федерации, а федеральный закон, призванный регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.

Закрепление правомерности поведения, непосредственно определяемого конституционными правами и свободами, не означает, что нет необходимости в законах и или иных правовых актах. Их издание осуществляется с целью обеспечения реализации конституционных прав и свобод.

В ряде случаев в Конституции РФ прямо предусматривается необходимость издания федеральных конституционных и федеральных законов (например, в ст. 24, 25, 29, 36, 37, 39).

В законах определяются социальные стандарты, суммы пенсий и пособий, возраст, связанный с реализацией конкретного конституционного права, процедура, необходимая для участия в выборах или референдуме, виды и порядок осуществления альтернативной службы и т.д.

Анализ содержания конституционных прав и свобод позволяет разделить их на две группы.

Первая группа — это общерегулятивные права и свободы, которые не требуют для своего осуществления дополнительной законодательной регламентации.

Прямое действие, например, имеют права: определять и указывать свою национальную принадлежность, право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, свобода мысли и творчества, свобода совести и вероисповедания, право на участие в культурной жизни и на доступ к культурным ценностям и ряд других прав и свобод.

Другая группа прав и свобод нуждается в законодательном регулировании для более полной и гарантированной реализации, что вытекает из характера самого права и свободы или из прямого указания в Конституции РФ на необходимость принятия закона.

Конституционный Суд РФ постоянно руководствуется при принятии решений принципом непосредственного действия конституционных прав и свобод.

Так, Конституционный Суд РФ, интерпретируя в определении от 22 мая 1996 г. норму ч. 3 ст.

59 Конституции РФ, отметил, что закрепленное в ней и не нуждающееся в конкретизации право граждан, чьим убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, на замену ее альтернативной гражданской службой, как и все другие права и свободы человека и гражданина, является непосредственно действующим, согласно ст.

18 Конституции РФ, и должно обеспечиваться независимо от того, принят или не принят соответствующий федеральный закон. В дальнейшем Конституционный Суд РФ уточнил эту позицию, указав в Постановлении от 23 ноября 1999 г.

на то, что Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» может определять условия и порядок замены военной службы альтернативной гражданской службой, однако само закрепленное в ч. 3 ст. 59 Конституции РФ право на замену военной службы альтернативной гражданской службой не нуждается в конкретизации и является непосредственно действующим правом, связанным со свободой вероисповедания в ее индивидуальном аспекте, и должно обеспечиваться независимо от членства гражданина в религиозной организации.

В Постановлении от 23 июля 1995 г. Конституционный Суд РФ признал, что правоприменительные органы при решении вопросов вселения в жилое помещение, вопреки непосредственному действию конституционных норм, руководствуются отмененными актами о прописке.

В Постановлении от 13 июня 1996 г., имея в виду пробельность в урегулировании института содержания под стражей, Конституционный Суд РФ прямо указал на возможность непосредственного применения ст. 46 Конституции о праве на судебное обжалование любых нарушений прав и свобод.

Необходимо отметить, что государство, обязанностью которого является признание соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, реализует конституционную задачу путем законодательного и иного нормативного регулирования прав и свобод.

Например, право на объединение (ст. 30 Конституции РФ) реализуется в единстве с конкретизирующими его федеральными законами «Об общественных объединениях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О политических партиях» и др. Избирательные права граждан (ст.

32 Конституции РФ) могут осуществляться лишь в соответствии с федеральными законами «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и др. Право на жилище (ст.

40 Конституции РФ) обеспечивается Жилищным кодексом РФ и другими актами жилищного законодательства.

Для большинства социально-экономических прав большое значение имеет принятие законодательства, уточняющего условия пользования данными правами при наступлении соответствующих юридических фактов для определенных категорий граждан.

Конкретизация в федеральном законе закрепленных Конституцией РФ прав или свобод, установление вида санкций за их нарушение должны быть строго обусловлены содержанием этого права или свободы.

Одним из проявлений непосредственного действия конституционных прав и свобод является уведомительный принцип, согласно которому лицу, реализующему свои права человека и гражданина, достаточно лишь уведомить компетентные органы власти о своем намерении.

Дополнительного разрешения от них не требуется. Уведомительный принцип действует при реализации права на проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования.

Расширение сферы действия уведомительного принципа рассматривается учеными в качестве перспективы демократизации и развития свободы.

Источник: http://konstRF.ru/18

Статья 18 Конституции Российской Федерации

Ст18

Последняя редакция Статьи 18 Конституции РФ гласит:

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Комментарий к Ст. 18 КРФ

Закрепление в Конституции принципа ее высшей юридической силы и прямого действия (ч. 1 ст. 15), его конкретизация в признании прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими (ст. 18) и гарантирование каждому судебной защиты его прав и свобод (ст.

46) создают необходимые юридические предпосылки для превращения Конституции в непосредственно действующее право.

В прежних советских конституциях нормы о правах и свободах не обладали таким свойством, ибо не могли реализовываться, если не было соответствующего закона, партийно-правительственного постановления, ведомственной инструкции. На практике применялись именно последние, а не конституционные нормы.

Отсутствовал институт судебного конституционного контроля. Суды же представляли собой зависимый, второстепенный институт в партийно-государственной системе власти. Придание Конституции в изменяющемся российском обществе качества акта прямого действия принципиально изменяет ее роль и значение в правовой системе.

Благодаря своим юридическим свойствам, нормативности Конституция, ее положения о правах и свободах оказывают непосредственное регулирующее воздействие на общественные отношения.

При этом права и свободы признаются непосредственно действующими независимо от того, существуют или еще нет законодательные акты, призванные при необходимости их конкретизировать, определять правила, механизмы и процедуры для их наиболее эффективного осуществления.

Каждый субъект права: государственный, муниципальный или общественный орган, должностное лицо, государственный служащий или гражданин – должен сверять свои юридически значимые действия прежде всего с Конституцией, руководствоваться ею.

Она является правовым основанием для отмены актов и пресечения действий, которые ей противоречат. При защите в суде, ином органе своих прав и свобод правомерна ссылка непосредственно на конституционные нормы, как правомерна такая ссылка и со стороны этих органов при принятии ими решения.

Имеются права и свободы, которые, исходя из смысла конституционных норм, не требуют для своего осуществления дополнительной законодательной регламентации. Например, свобода мысли, свобода творчества, право на участие в культурной жизни и на доступ к культурным ценностям.

Другие нуждаются в этом для более полной и гарантированной их реализации, что вытекает из характера самого права и свободы или из прямого указания в Конституции на необходимость принятия закона. Так, норма ст. 30 Конституции о праве на объединение реализуется в единстве с конкретизирующими ее федеральными законами от 19 мая 1995 г.

“Об общественных объединениях” (в ред. от 2 февраля 2006 г.), от 12 января 1996 г. “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности” (в ред. от 9 мая 2005 г.), от 11 июля 2001 г. “О политических партиях” (в ред. от 30 декабря 2006 г.), рядом других; норма ст. 32 об избирательных правах – с федеральными законами от 12 июня 2002 г.

“Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” (в ред. от 30 января 2007 г.), от 18 мая 2005 г. “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” и др.

При этом права и свободы человека и гражданина являются главными нормативно-ценностными ориентирами, которым должны соответствовать содержание и направленность законодательства.

При развитии, конкретизации в законах конституционных положений не исключена опасность их искажения, сужения сферы действия права или свободы, установления таких процедур и механизмов их реализации и защиты, которые в силу неполноты, ущербности могут затруднить осуществление этого права или свободы.

Кроме того, низкий уровень правосознания и правовой культуры в обществе вообще и у многих представителей власти в частности порождает еще большую опасность – нарушение прав и свобод при применении даже совершенных законов изданием подзаконных актов, решениями и действиями должностных лиц исполнительной власти и местного самоуправления.

Поэтому принципиальное значение имеют положения комментируемой статьи, согласно которым смысл, содержание и применение законов, как и других правовых актов, должны быть подчинены обеспечению прав и свобод человека и гражданина. Эти положения адресованы всем ветвям государственной власти и местному самоуправлению.

При их несоблюдении вступает в действие механизм судебного конституционного контроля и судебной защиты.

Конституция возлагает на Конституционный Суд проверку по запросам уполномоченных на то органов и лиц конституционности законов, иных нормативных правовых актов, договоров. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан, их объединений и по запросам судов он проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Конституционный Суд уже принял немало решений, которыми признал неконституционными положения законов, других нормативных правовых актов на том основании, что они по своему буквальному смыслу или по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, фактически устанавливали необоснованные ограничения конституционных прав граждан, препятствия к их полному осуществлению.

На основе Конституции Суд признал неконституционными полностью или частично положения законов, касающиеся, например: права на судебную защиту; равенства граждан перед законом и судом; прав потерпевших от злоупотреблений властью; избирательных, трудовых, жилищных прав; права на пенсионное обеспечение; свободы экономической деятельности; прав в налоговых правоотношениях; права на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением; права на свободу информации; права свободно выезжать за пределы страны и беспрепятственно возвращаться в нее; иных прав. Все эти решения направлены на защиту основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение их непосредственного действия, ориентацию субъектов права, прежде всего государственных органов и должностных лиц, на применение законов, иных нормативных правовых актов в соответствии с их конституционно-правовым смыслом. Функцию конституционного контроля в пределах своих полномочий осуществляют конституционные, уставные суды субъектов Федерации.

Развивается практика прямого применения Конституции, прежде всего в сфере защиты прав и свобод граждан, и в деятельности других звеньев судебной власти – судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Конституционный Суд еще в Постановлении от 4 февраля 1992 г. N 2-П (Ведомости РСФСР. 1992. N 13. ст.

669) отмечал, что положение Конституции об обязанности государственных органов и должностных лиц соблюдать Конституцию, по существу, требует непосредственного ее применения судами при обнаружении противоречия между конституционными нормами и другими законами. 31 октября 1995 г.

Пленум Верховного Суда РФ принял специальное постановление “О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия” (Бюллетень ВС РФ. 1996. N 1). Постановление, исходя из требований ч. 1 ст. 15, ст.

18 Конституции, также ориентирует суды на то, чтобы в соответствии с этими конституционными положениями они при рассмотрении дел оценивали содержание закона или иного нормативного акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применяли Конституцию в качестве акта прямого действия.

Это важно для реальной защиты прав и свобод человека, учитывая, что в суд могут быть обжалованы решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государственных служащих, посягающие на права и свободы граждан (см. комм. к ст. 46).

Источник: http://ConstitutionRF.ru/rzd-1/gl-2/st-18-krf

18 статья в военном билете: что означает и как снять

Ст18

Не только физические нарушения становятся причиной освобождения от призыва молодого человека. Это может случиться и при наличии психических расстройств. Призывнику с таким диагнозом приписывается 18 статья в военном билете.

Основанием для этого являются результаты пройденного мужчиной медицинского осмотра. Если психиатр в ходе диагностики обнаружит у молодого человека явные психические отклонения, то этот факт он в обязательном порядке зафиксирует в военном билете.

Расшифровка статьи

Статья 18 делится на несколько подвидов. Каждый из них имеет определенные признаки отличия. Приписать мужчине ту или иную статью 18 имеет право только квалифицированный специалист после проведения предварительной диагностики.

18А

18А статья в билете считается одной из самых неприятных. Человек, которому она приписывается, является недееспособным. Все из-за того, что его текущее психическое состояние здоровья не позволяет полноценно отвечать за совершенные действия и поступки.

Мужчины со статьей 18А в военном билете не могут находиться в окружении людей. Поэтому служба в армии оказывается для них под полным запретом.

Психическое расстройство имеет высокую степень выраженности. Из-за этого человеку со статьей 18А приходится практически все свое время проводить в стационаре с целью прохождения полноценной терапии. Такие люди не должны находиться в социуме, так как они могут представлять реальную опасность для здоровья и жизни окружающих.

18Б

Молодой человек, имеющий психическое заболевание, попадает под статью 18 б

Буква «Б» в статье 18 указывает на наличие у призывника психического нарушения, которое имеет свойство периодически проявляться. Приступы болезни при этом характеризуются отсутствием критического состояния. Но они все равно значительно осложняют жизнь человека.

Под статьей 18Б предусмотрено психическое нарушение, которое приводит к сексуальному расстройству и инфантильности. Ее часто приписывают мужчинам, отличающимся гомосексуализмом и транссексуальностью.

Под ст. 18, которая прописывается в военном билете, попадают следующие патологии:

  • сексуальное нарушение;
  • личностное расстройство;
  • расстройство влечений;
  • нарушенное психическое поведение;
  • эмоциональное расстройство.

Молодой человек, который не имеет врожденных психических отклонений, может стать заложником 18 статьи. К этому приводят полученные им травмы головы или развитие заболеваний, которые отражаются на психоэмоциональном состоянии мужчины.

Военно-медицинская экспертиза

В ходе проведения медицинского исследования у призывника выявляются признаки психического заболевания, которые дают право врачу указать в военном билете отметку ст. 18.

После этого его направляют на более детальную диагностику в специализированное медицинское учреждение.

Здесь проводится полноценная экспертиза, по итогам которой принимается решение о возможности допущения призывника в армию.

Ставить отметку в военном билете может только тот узкопрофильный специалист, который занимался диагностикой конкретного молодого человека с психическим нарушением.

Если в ходе диагностики появится отметка о статье 18Б, которая потом указывается в военном билете, то призывника снимают со срочной службы и причисляют в группу запаса. В этом случае молодой человек может быть призван, если в государстве будет военное положение. Запасников принято призывать во вторую очередь.

При желании призывники со статьей 18Б могут получить специальность в военном деле. При этом они не обязаны полностью проходить службу в армии.

Мужчинам с такой статьей категорически запрещается служить на подводной лодке. Это правило распространяется не только на мирное, но и на военное время.

Ограничения со статьей 18

Имея в военном билете статью 18, в будущем получить хорошую официальную работ, будет довольно сложно

Как расшифровывается ст. 18 было указано выше.

Расшифровка понятна, теперь остается изучить вопрос о наличии ограничений, которые дает данная статья. В первую очередь молодой человек, получивший такую приписку в военном билете, получает освобождение от прохождения службы.

Если ему присваивается категория «Б», то мужчина сможет поучаствовать в военных действиях в случае призыва группы запасников.

Присутствие указанной статьи в военном билете имеет определенные ограничения для молодого человека в гражданской жизни. В большинстве случаев она приписывается призывникам, у которых имеются психические нарушения. В результате этого могут появиться такие сложности:

  • Отказ в получении водительских прав ввиду запрета на вождение автомобильными средствами.
  • Сложности в получении трудоустройства. Чаще всего мужчинам с такой статьей отказывают в приеме на работу, если ее выполнение предполагает повышенную ответственность.

Об этих нюансах стоит помнить молодым людям, которые пытаются избежать службы в армии, притворившись психически нездоровым человеком. Если план сработает, то в будущем эти действия принесут немало проблем.

Как снять статью 18

Для снятия статьи 18, нужно пройти повторное медицинское обследование

У молодого человека может возникнуть необходимость в снятии статьи 18. Сделать это можно, но достаточно сложно. Чтобы добиться желанной цели, требуется пройти переосвидетельствование.

Мужчина сам вправе выбирать, в каком именно медицинском учреждении он будет проходить обследование с целью перепроверки заключения медкомиссии. Частные клиники не учитываются.

По итогу повторной проверки мужчине выдается результат экспертизы. В нем значится его текущий показатель здоровья. Если медики не обнаружат никаких проблем со стороны психического здоровья, то призывник может вновь отправиться в военкомат. Ему потребуется написать заявление. В нем излагается просьба об изменении группы годности.

Из военкомата призывника могут направить в ведомственный госпиталь. Там ему предстоит пройти еще одну медицинскую экспертизу. Если психические отклонения не будут обнаружены, то молодому человеку припишут другую статью в случае такой необходимости.

Вопрос снятия статьи может оказаться затрудненным по причине нежелания сотрудника военного комиссариата идти навстречу призывнику.

В этом случае ему придется проделать более долгий путь, чтобы добиться поставленной цели.

Мужчине потребуется отправиться в суд, который в дальнейшем направляет истца на прохождение дополнительного освидетельствования. Именно его результат будет влиять на решение о снятии статьи.

Граждане, которые были причислены к группе запаса, по закону должны в обязательном порядке проходить освидетельствование. Это требуется для определения их годности к военной службе на текущий момент времени. Если новый диагноз не является удовлетворительным для молодого человека, который ранее считался непригодным к армии, то он имеет право пройти еще одно медицинское обследование.

Источник: https://voin.guru/armiya/18-statya-v-voennom-bilete/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.