Страховые случаи при дтп на общественном транспорте

Содержание

Как пассажиру автобуса получить компенсацию за ДТП

Страховые случаи при дтп на общественном транспорте

Это статья про компенсации, которые может получить пассажир общественного транспорта, если он попал в ДТП.

Не все такие травмы компенсируются. А еще, чтобы получить компенсацию, надо, как всегда, пройти бюрократический квест. Но важно знать вот что: все пассажиры автобусов, троллейбусов и трамваев застрахованы с того момента, как они вошли в салон.

В статье расскажу, как пассажиру общественного транспорта получить компенсацию за аварию, куда обращаться за выплатой и на что можно рассчитывать.

Билет, который выдается после оплаты проезда, — лишь одно из доказательств заключения договора. В случае спора билет важен: с ним намного легче доказать, что вы были пассажиром.

Но если билет не сохранился, компенсацию за ДТП на общественном транспорте все равно можно получить.

В этом случае доказательствами проезда могут стать записи с камер видеонаблюдения — они есть в общественном транспорте всех крупных городов, а также показания свидетелей и протокол сотрудников ГИБДД, выехавших на место ДТП.

Объясняем сложное простым языкомРазбираем законы, которые касаются вас и ваших денег. Раз в месяц присылаем письма с самым важным

Например, ночью на трассе в Подмосковье пустой пассажирский автобус попал в аварию. Водитель автобуса не мог вызвать спецслужбы: он разбил телефон и ему требовалась помощь.

Проезжавший мимо мотоциклист видел аварию, понимал, что нужно вызвать экстренные службы и помочь попавшему в беду человеку. Но не остановился и не вызвал скорую и полицию.

В этом случае мотоциклиста по закону должны оштрафовать на 1000 Р, если полиция найдет его.

Если бы водитель автобуса был без сознания и его положение было опасно для жизни и здоровья, мотоциклиста в такой ситуации могли бы и отправить в тюрьму.

Сам пострадавший не обязан дожидаться медиков и полицию. Можно пойти в поликлинику самостоятельно. При ДТП обращаться к медикам нужно как можно скорее, чтобы зафиксировать вред здоровью.

Если в будущем возникнет спор с перевозчиком, надо будет доказать, что травмы получены в результате ДТП, а не где-то еще.

Чем больше времени пройдет, тем сложнее будет установить связь между происшествием и травмой.

Объяснения пострадавшего оформляются протоколом об административном правонарушении. Его сотрудники ГИБДД забирают, чтобы приобщить к материалам дела об административном правонарушении. В конце документа потерпевшему нужно расписаться, предварительно проверив его. В протоколе должно быть отражено, что вы пострадали в данном ДТП, — это нужно, чтобы получить документы для компенсации вреда.

Если потерпевшего не забрали на скорой помощи после ДТП и он сам пришел в больницу, ему следует уведомить врачей, где он получил травму. Полиция и больница будут взаимодействовать между собой — это ускорит выдачу документов.

Полиции для отчетности нужно будет получить справки о здоровье пострадавшего, и медики изначально будут знать, что подготовить.

Пример справки

От врачей нужно получить только справку. Из ее содержания должно быть ясно, что потерпевшему был причинен вред здоровью в результате ДТП. Справку выдают после выздоровления, потому что во время лечения могут возникнуть еще какие-то осложнения.

Сотрясение мозга — травма, которая однозначно входит в перечень страховых случаев. Не каждое увечье компенсируется.

Например, утрата 1 зуба не является страховым случаем, а утрата 2 зубов — уже основание для выплаты компенсации. Потеря более 1 см языка — основание для выплаты, а менее 1 см — нестраховой случай. Ожоги или следы обморожения тела должны покрывать не менее 3% от общей площади кожи, чтобы признаваться страховым случаем.

Полный список страховых случаев — в постановлении правительства № 1164.

В левой части листа — основание выплаты. В правой — процент от всей суммы возможной максимальной компенсации. Например, общая сумма, указанная в договоре, — 3 000 000 Р, за потерю 2—3 зубов потерпевший получит 150 000 РТак выглядит выписка из медицинской карты больного

За деньгами нужно идти в страховую компанию, в которой перевозчик застраховал свою ответственность.

Посмотреть, в какую страховую компанию обращаться, можно через сервис на сайте Национального союза страховщиков. Для проверки достаточно ввести госномер общественного транспортного средства — он есть в протоколе об административном правонарушении, его не нужно запоминать.

Так выглядит форма запроса сведений о договоре обязательного страхования перевозчикаЗаполненная форма запроса.

Нужно ввести госномер автомобиля и дату, на которую нужна проверкаТак выглядит ответ на запрос: наименование страховщика и срок действия договора страхования

Срок для обращения.

Потерпевший может обратиться за выплатой в любое удобное ему время: и через два дня, и через год.

Если этот срок пропустить, будет начисляться пеня в размере 1% от суммы, которую страховщик обязан выплатить. При этом пеня не может быть больше суммы выплаты.

Минимальная страховая выплата рассчитывается на основании постановления правительства № 1164.

Минимальная сумма, на которую перевозчик должен застраховать свою ответственность, — 2,5 миллиона рублей в части страхования жизни и 2 миллиона рублей в части страхования здоровья. В зависимости от тяжести травмы и срока лечения потерпевший вправе получить процент от этой суммы.

2 000 000 Р × 0,03% = 60 000 Р

Это минимум, который вправе получить потерпевший за сотрясение мозга в результате ДТП на общественном транспорте.

  1. Обратитесь к медикам в максимально короткие сроки.
  2. Получите медицинские документы: оригинал выписки из карты больного.
  3. Получите документы из правоохранительных органов: копии протокола и постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
  4. Получите документ о произошедшем событии на транспорте от перевозчика. Для этого напишите ему письмо в произвольной форме, укажите, кто вы и что вы попали в ДТП, находясь в транспорте перевозчика.
  5. Направьте комплект документов страховой организации в удобный для вас срок. Страховую организацию можно узнать в ГИБДД или в сервисе на сайте Национального союза страховщиков.
  6. В заявлении на выплату укажите свои банковские реквизиты. Дождитесь выплаты страхового возмещения в течение 30 дней.

Источник: https://journal.tinkoff.ru/osgop/

Страхование пассажиров общественного транспорта: цена страховки пассажирских перевозок на автобусе, штраф за отсутствие полиса

Страховые случаи при дтп на общественном транспорте

С 2013 года страхование пассажиров – законодательное обязательство транспортных организаций, занимающихся пассажироперевозками. Страховка распространяется на здоровье пассажиров, их имущество, багаж. Требования по обязательному страхованию распространяется на автобусы, троллейбусы, трамваи, электрички и другие транспортные средства, с помощью которых осуществляются пассажироперевозки.

Что собой представляет страхование пассажиров и для чего нужна страховка?

В РФ действует закон «Об обязательном личном страховании пассажиров». В рамках законодательства транспортные предприятия оформляют страховые полисы на свою ответственность. Благодаря этому, компенсации за травмы и порчу имущества будет осуществлять не компания, перевозившая пассажиров, а страховая организация.

Нижний и верхний пороги выплат по ОСГОП рассчитываются Постановлениями Центробанка России. Они универсальны для всех перевозчиков, независимо от типа используемого ими транспорта и разновидности перевозки.

Важно! К страховым случаям по ОСГОП относятся различные ситуации, когда пассажиры автобуса, иного транспорта пострадали, было повреждено их имущество. Продолжительность страхования исчисляется с момента захода и до выхода из транспорта.

Обязательно ли страховать пассажиров при перевозках?

Регламент по страховке ОСГОП заставляет оформлять полисы по страхованию пассажиров общественного транспорта. Поэтому страховка такого типа должна быть оформлена каждой транспортной компанией, которая полностью работает в сфере перевозки людей или занимается этим частично.

В качестве объекта страхования по ОСГОП выступают имущественные интересы страхователя.

Они связаны с вероятным возникновением ответственности в ситуациях необходимости выплаты денежной компенсации морального, материального вреда по причине получения травм людьми, в процессе передвижения на автобусе и других видах транспорта. Со стороны страховщика возмещение осуществляется, если в процессе поездки человек пострадал физически, было повреждено его имущество.

Важно! Программы страхования по ОСГОП предлагают преимущественно крупные специализированные организации. Это обусловлено тем, что при страховом случае предполагается перечисление серьезных выплат пострадавшим людям (от нескольких сотен до нескольких миллионов рублей за каждый отдельный случай).

На какие разновидности транспорта распространяется закон о страховании пассажиров?

Действие закона «Об обязательном страховании пассажиров» актуально для разных видов транспорта, с помощью которого осуществляются пассажирские перевозки.

Заключение соглашения между перевозчиком и страховой организацией по ОСГОП осуществляется минимум на 1 год (возможно оформление полиса сразу на несколько лет).

В рамках одного договора практически всегда фигурирует весь парк транспортных средств одного перевозчика.

Выделяются следующие разновидности перевозок, подлежащие страхованию по закону об ОСГОП:

  • морские;
  • речные и иные водные;
  • воздушные (авиаперевозки, вертолеты);
  • городские (троллейбусы, трамваи, метро, монорельс);
  • все виды автобусных наземных (городские, региональные, межрегиональные, международные);
  • железнодорожные (электрички, поезда дальнего следования, метро).

Важно! Если компания занимается транспортировкой пассажиров (не важно, какой транспорт она использует), перед началом деятельности она обязана застраховать ответственность, иначе ведение профессиональной работы в сфере перевозок будет признано незаконным.

Какие риски покрывает страховой полис для пассажиров автобусов?

Обязательное страхование предполагает покрытие трех основных рисков по причинению вреда:

  • здоровью;
  • жизни;
  • имуществу.

Ущерб наносится в процессе перевозки людей, т. е. после захода человека в автобус и до момента выхода из него.

Например, в качестве страховых случаев рассматриваются ситуации с ДТП, с неоправданно резким торможением, в результате чего пассажиры получают травмы.

Страхование жизни и здоровья позволяет избавить перевозчиков от существенных затрат после происшествий. Дополнительная страховка зачастую оформляется при покупке билета на поезд, самолет.

Цена договора страхования пассажирских перевозок на автобусе

Сложно с точностью говорить о ценах страховки пассажиров автобусов.

Стоимость ОСГОП зависит от ряда факторов:

  • регион оформления договора;
  • количество страхуемых ТС;
  • длительность сотрудничества конкретного перевозчика (предприятия, ИП, частного извозчика) с определенным страховщиком.

В Москве стоимость ежегодной страховки на один автобус варьируется от 5 до 30 тыс. рублей (зависит от маршрутов, количества ежедневных поездок, оснащенности автотранспорта и других нюансов). При наличии большого парка автобусов транспортная компания вынуждена тратить десятки миллионов рублей ежегодно на оформление обязательной страховки.

Установление тарифов по отдельным рискам осуществляется в расчете на пассажира с учетом разновидности ТС, типа пассажироперевозки, желаемых страхователем условий по франшизе, дополнительных услуг.

По рискам размер премии рассчитывается по формуле: число пассажиров*размер страховой суммы по риску*текущий тариф.

Итоговый размер премии для страховщика рассчитывается сложением премий, которые установлены по отдельным рискам.

Как заключить договор страхования пассажиров автобусов?

Договоры страхования по ОСГОП предлагают заключить многие крупные страховщики. Действия представителя перевозчика следующие:

  • Рассмотреть предложения специализированных организаций из своего города по страхованию.
  • Подобрать наиболее привлекательные и выгодные по цене условия.
  • Связаться с менеджером страховщика (позвонить, лично прийти в офис, отослать заказное письмо).
  • Переговорить с менеджером, уточнить нюансы обязательного страхования пассажиров автобуса и других транспортных средств.
  • Взять бланк заявления, заполнить его в соответствии с установленной формой. Образец заявления можно скачать здесь.

К заявлению юридическому лицу, которым является перевозчик, прикладывается комплект документов. Обычно требуется сдать следующую обязательную документацию для оформления обязательной страховки:

  • Информация о транспорте, который имеет допуск к использованию по прямому назначению. Также требуется предоставление сведений о видах транспорта, которые были указаны в заявлении на покупку обязательной страховки.
  • Ксерокопии лицензионной документации, иной разрешительной документации от государственных ведомств и служб на перевозку пассажиров на автобусе и других видах автотранспорта. Транспортная компания должна иметь действующее весь страховой срок разрешение на ведение профессиональной деятельности в сфере пассажироперевозок.
  • Бумаги с расчетом о числе перевозимых пассажиров, ксерокопии документов, в которых приведено техническое обоснование проведенных расчетов (соответствующие расчеты проводятся экспертными организациями и иными специализированными фирмами).

Важно! Проверить имеющийся страховой полис об обязательном страховании пассажиров автобуса и другого автотранспорта можно на официальном сайте страховщика, с которым было заключение соглашение. На сайтах предусмотрено наличие специальной формы, в которую нужно ввести номер договора и другие идентификационные данные.

Какой штраф предусмотрен за отсутствие страховки?

На транспортные организации контролирующими службами обязательно накладывается штраф за отсутствие страховки ОСГОП у пассажиров автобуса и иного транспорта. Наказание актуально, когда по результатам проверки обнаруживается, что перевозящая компания не имеет действующей страховки, защищающей ее гражданскую ответственность перед пассажирами автобуса.

Штрафные санкции, если у предприятия нет страховки, бывают следующими:

  • для автотранспортных предприятий – от 500 000 до 1 000 000 рублей;
  • для должностных лиц – от 40 000 до 50 000 рублей.

Важно! Перевозчикам пассажиров (вне зависимости от типа транспортного средства) запрещено вести профессиональную деятельности без предварительного оформления и до начала срока действия договора обязательного страхования гражданской ответственности.

Если пассажир в процессе поездки получит травмы, будет нанесен ущерб его имуществу, то транспортная фирма, не располагающая договором страхования, будет обязана полностью возместить причиненный вред. Дополнительно на нее контролирующими службами накладываются соответствующие штрафные санкции за отсутствие обязательной страховки.

Порядок получения выплат по страховке для пассажиров

Если во время поездки в автобусе или на другом транспорте человек получил ущерб здоровью или имуществу, то он имеет право на получение возмещения. После происшествия необходимо подойти к водителю, чтобы получить акт (у них должны иметься соответствующие формы).

Если водитель не предоставляет никаких бумаг, то рекомендуется идти в офис предприятия-перевозчика, чтобы получить акт там.

С этой бумагой необходимо обратиться к страховщику, где пассажира отправят на медицинское обследование, позволяющее установить тяжесть полученной травмы и размер полагающихся выплат.

Для получения обязательной денежной компенсации требуется предоставление пакета документов:

  • протокол о ДТП (можно получить в ГИБДД);
  • медицинская справка из лечебно-профилактического учреждения, где пассажир проходит обследование/лечение;
  • чеки на приобретение требуемых для терапии лекарственных средств.

Важно! Страховая фирма от пассажира помимо всех этих документов потребует доказать, что он действительно находился в салоне автобуса или в другом транспорте на момент получения травмы. Поэтому потребуется предоставить проездные билеты, авиабилеты, заручиться поддержкой свидетелей (в крайних случаях).

Срок подачи заявления и документации к страховщику по вопросам получения выплат по обязательной ОСГОП законодательно неограничен, но рекомендуется делать всё максимально быстро.

Максимальный размер выплат, полагающийся при смерти пассажира во время поездки на автобусе, составляет 2 000 000 руб.

Выплаты осуществляются даже при отсутствии страховки у транспортного предприятия (через суд из собственных средств этой организации).

Что делать при отказе в выплате возмещения?

Страховые фирмы являются коммерческими предприятиями, поэтому выплата каждой отдельной обязательной компенсации для них – это несение существенных убытков. Поэтому каждая компания располагает собственными юристами, которые находятся в поисках причин и факторов, позволяющих выставить отказ в перечислении компенсации.

Устный отказ в выплате страховки ничего не значит. Пока страховая фирма не предоставила официального письменного отказа с мотивированным решением, в выплате пассажиру отказано не было. В подобных ситуациях рекомендуется сразу составлять досудебную претензию (если страховщик затягивает с выплатами, не отвечает за запросы), что заставит сотрудников компании работать быстрее.

Если пассажир автобуса предоставил все необходимые документы, а страховая незаконно отказывает в перечислении обязательной компенсации, то отказ обжалуется в суде.

Положительное решение от судебных инстанций не только заставит страховщика выплатить всю полагающуюся сумму компенсации, но и наложит штрафные санкции (какой штраф будет конкретно, говорить сложно, потому что в каждом случае он определяется индивидуально).

Источник: https://gidpostrahoe.ru/zhizn-i-zdorove/voprosy-po-strahovaniyu-zhizni/strakhovanie-passazhirov.html

Источник: https://zen.yandex.ru/media/gidpostrahovke/strahovanie-passajirov-obscestvennogo-transporta-cena-strahovki-passajirskih-perevozok-na-avtobuse-shtraf-za-otsutstvie-polisa-5ddce35c416f067d9b4317ac

Смотрите, какая тема — Произошло ДТП с общественным транспортом: что делать и работает ли ОСАГО?

Страховые случаи при дтп на общественном транспорте

Показать содержание

  1. Общественный транспорт почти всегда принадлежит государственным учреждениям, отсюда следует, что и разбираться придётся с госструктурами.
  2. На все виды ОТ не исключена обязанность оформлять ОСАГО.
  3. Если в ДТП пострадали пассажиры маршрутного ТС, то им заплатит страховая компания перевозчика.

  4. Но с водителя, если он оказался виновником, могут взыскать износ и УТС.
  5. Также разницу между выплатой по ОСАГО с износом и ремонтом без износа можно взыскать и с организации перевозчика.
  6. Если имел место простой общественного транспорта, то виновный водитель заплатит за это из своего кармана.

По дорогам наших с вами городов ездит большое количество общественного транспорта, и у водителей велик риск попасть в ДТП с автобусом, троллейбусом или трамваем.

Важно знать тонкости оформления данных происшествий и порядок дальнейших действий по получению выплаты за ущерб или самостоятельного его возмещения, ведь полис ОСАГО спасает не всегда и не от всего.

В статье постараемся уделить внимание всем видам перевозчиков и наиболее актуальным ситуациям, а также приведём судебную практику 2020 года и выясним, могут ли получить выплату пассажирам перевозчика.

Кому принадлежит общественный транспорт?

Начнем с того, что выясним, кто же является владельцем и собственником всего этого многообразия техники. Ведь от этого будет зависеть, что делать далее после произошедшего ДТП с автобусом, трамваем или троллейбусом.

В разных городах названия организаций могут отличаться, но всех их объединяет то, что они городские, то есть владеет ими администрация или правительство города в лице различных комитетов по управлению имуществом.

Приведем примеры для трёх городов, в которых проживает наибольшее число жителей:

Москва в этом плане скорее исключение, здесь за всё отвечает одна структура – ГУП “МОСГОРТРАНС”. Организация ведает всеми автобусами, троллейбусами и трамваями.

Санкт-Петербург

Новосибирск

  • МКП “Горэлектротранспорт” – осуществляют перевозку трамваями и троллейбусами.
  • МКП “ПАТП №4” и МКП “ПАТП №5” – предприятия, которые осуществляют автобусные перевозки и перевозки маршрутными ТС (маршрутками). Отдельных сайтов этих предприятий не удалось найти, но есть сайт, где указаны все транспортные предприятия Новосибирска.

По остальным городам координаторы надземного автотранспорта легко ищутся поиском.

Есть ли у перевозчиков ОСАГО?

В соответствии с Законом об ОСАГО владельцы транспортных средств обязаны страховать риск своей гражданской ответственности. Но какой транспорт подпадает под действие закона?!

В статье 1 Закона указано понятие, которое используется именно для целей ОСАГО:

Транспортное средство – устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Вспоминаем из ПДД, что дорога включает в себя не только проезжую часть, но и трамвайные пути. Получается, что автобусы, троллейбусы и даже трамваи обязаны иметь полис ОСАГО.

Попали в ДТП с общественным транспортом – что делать в первую очередь?

Хотя численность аварий с ОТ не такая и большая, риск попасть в неё есть. После происшествия необходимо выполнить необходимые требования ПДД, указанные в п. 2.5, п. 2.6 и в п. 2.6.1.

Особое внимание следует уделить возможным пострадавшим пассажирам в городском транспорте и на возможность движения других транспортных средств. Ведь за вред, причиненный жизни и здоровью людей, вы можете понести ответственность, в том числе и уголовную, а в случае простоя общественного транспорта по вашей вине придется оплатить упущенную выгоду.

И если в случае ДТП на полосе для маршрутных транспортных средств другие автобусы или троллейбусы в большинстве случаев смогут вас объехать и простаивать не будут, то если ДТП произойдет с трамваем, простоя не избежать. Однако, можно его минимизировать, убрав свой авто, если он мешает проезду трамваев во встречном направлении. Это как раз разрешается Правилами при условиях, процитированных в указанных выше пунктах.

Покроет ли ОСАГО, если я виновник?

Водитель, застраховавший свою ответственность по ОСАГО вправе рассчитывать, что страховая компания возместит ущерб в пределах 400 000 рублей, однако говорить о том, покроет ли ОСАГО весь ущерб, нельзя, не зная конкретный его размер.

Большинство водителей уже знает, что выплата страховке осуществляется с учетом износа. Исключением не станет и общественный транспорт. Повредив старенький автобус, водителю, возможно, придется доплатить разницу между выплатой по ОСАГО и реальной стоимостью ремонта новыми деталями.

Но это не все подводные камни, которые могут ждать водителя.

В ноябре 2018 года Останкинский районный суд г. Москвы удовлетворил иск ГУП “Мосгостранс” к водителю о взыскании утери товарной стоимости за повреждение нового трамвая. В том деле у водителя не было ОСАГО, но это особо ничего не меняет, ведь главное в этом деле – размер требуемой суммы. Государственное учреждение требовало почти 1 500 000 рублей компенсации УТС.

То есть, даже если бы у водителя было ОСАГО с лимитом в 400 000 рублей… Оно ему помогло не полностью, ведь страховая выплата включает в себя также и возмещение УТС!

Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования Мосгортранса и взыскал утрату товарной стоимости в размере 1 468 082 руб. 50 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 15 723 руб. 50 коп.

Апелляция изменила решение и взыскала с водителя только 100 000 рублей УТС вместо 1 468 082, но сделала это, вероятно, не совсем законно, поскольку апелляционное определение было отменено 2 Кассационным судом общей юрисдикции и дело было направлено на новое рассмотрение, которое состоится 28.04.2020 года (карточка дела, на дату написания статьи суда ещё не было).

Ключевой вопрос именно в размере утраты товарной стоимости, и как правильно его считать. Апелляция снизила сумму просто на своё усмотрение, право такое у них было, но должны быть и какие-то доказательства в деле, опровергающие 1.5 млн. рублей.

Скорее всего, по делу будет назначена еще одна судебная экспертиза, которая и определит, как считать ущерб и его размер, ведь новая методика Минюста 2019 года для трамваев не подходит, но именно по ней изначально определяли размер утраты товарной стоимости.

Но это трамвай. Повредить новый автобус или троллейбус вероятность больше, так что практика таких дел будет только нарастать. Хотя, стоимость колесных ТС в разы меньше, чем стоимость трамвая, от которой считается УТС, но все равно внушительная, поэтому взыскиваемые суммы в 2020 году могут быть солидные.

Если пострадали пассажиры – можно ли получить выплату?

Лимит ОСАГО на выплаты пострадавшим в ДТП пассажирам в связи с причинением вреда их жизни и здоровью равен 500 000 рублей. И выплачивается каждому потерпевшему. Но в данном случае пассажирам общественного транспорта не видать выплат по ОСАГО. Объясняем, почему!

Процитируем определение потерпевшего из статьи 1 Закона об ОСАГО:

Потерпевший – лицо, жизни, здоровью или имуществу которого был причинён вред при использовании транспортного средства иным лицом, в том числе пешеход, водитель транспортного средства, которым причинён вред, и пассажир транспортного средства – участник дорожно-транспортного происшествия (за исключением лица, признаваемого потерпевшим в соответствии с Федеральным законом “Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном”).

Как видите, в законе прямо прописано исключение и дана ссылка на другой федеральный закон, по которому перевозчики страхуют свою ответственность.

Но это не значит, что платить за вред, причиненный жизни и здоровью пассажиров, которые пострадали по вине водителя машины, придется этому самому водителю.

По действующему законодательству ответственность перевозчика наступает вне зависимости от вины его водителя в самом ДТП. В связи с этим, выплаты всем потерпевшим осуществляются исключительно в соответствии с Федеральным законом для перевозчиков.

Однако, сразу же встает вопрос о возмещении своих “потерь” страховщиками, которые выплачивают страховое возмещение по этому закону. И такие иски подавались страховыми и возможно подаются в 2020 году несмотря на то, что судебная практика не в их пользу.

Судебная практика

Примеры судебной практики, когда страховщикам было отказано в удовлетворении их требований к виновнику ДТП или дело было направлено на новое рассмотрение:

Дело под пунктом 2 рассматривалось почти всеми инстанциями, и по нему высказал свою позицию Верховный Суд РФ в Определении от 25 июня 2019 года по делу №46-КГ19-15.

Мотивировочную часть этого определения можно встретить во всех указанных выше судебных постановлениях, таким образом, можно сказать, что ВС РФ поставил точку в этом вопросе судебной практики по ДТП с пострадавшими пассажирами в общественном транспорте, и у страховщиков не будет возможности взыскать ущерб в порядке суброгации с виновника аварии.

Виновник – водитель автобуса – что делать?

В случае, когда Правила дорожного движения были нарушены водителем общественного транспорта, и он (она) виноваты в ДТП, то оформление происшествия не отличается от оформления любой другой аварии. Закон об ОСАГО не запрещает даже оформить европротокол, но водители ОТ на это, как правило, не идут, поскольку в их инструкциях прописано вызывать и дожидаться сотрудников ДПС.

Как взыскать ущерб и получить выплату?

Получить страховое возмещение в рамках ОСАГО можно по стандартному алгоритму.

Стоит ли вообще подавать в суд?

Если по результатам экспертизы (которую вам скорее всего придется провести) будет понятно, что рыночная стоимость ремонта превышает выплату по ОСАГО, тогда вместе со страховщиком необходимо привлекать в ответчики и собственника общественного транспорта и взыскивать разницу с него.

В таких делах есть свои плюсы. У данных организаций с большой долей вероятности есть деньги, и их в конечном итоге можно будет получить, а когда подобный иск подается к виновнику физическому лицу, то не факт, что после суда удастся еще всё присужденное с него получить.

Придётся ли платить за простой?

Здесь можно сразу и коротко ответить: да, придется!

Попав в ДТП на трамвайных путях или под линией троллейбусов, вы тем самым остановите движение на них. И хорошо, если движение встанет только в одну сторону, тогда и сумма простоя будет меньше.

Поэтому, находясь на месте ДТП, учтите, что у водителя есть обязанность освободить проезжую часть если машина мешает движению другого транспорта. Хотя трамвайные пути – это не проезжая часть, но освободить их всё же не помешает.

При этом, стоит помнить о том, что смысл убирать машину есть только тогда, когда не проехать встречному трамваю. Так как тот трамвай, с которым вы попали в ДТП, не сможет освободить трамвайные пути и не поедет дальше по маршруту, пока не приедут сотрудники ГИБДД.

В случае с троллейбусами нужно смотреть по обстановке, если троллейбусы смогут объехать поврежденные авто, тогда повезло, если нет, тогда встанут и они.

С городскими автобусами проще, они в большинстве случаев смогут объехать аварию и продолжить движение по маршруту.

Время простоя будет зависеть от того, как быстро на место ДТП приедут сотрудники полиции, но, к сожалению, вряд ли на них можно будет перенести часть ответственности за долгий простой общественного транспорта.

В суд организация перевозчик может предоставить следующие документы (перечень не обязательный, просто для примера):

  1. справка об остановке движения общественного транспорта.
  2. выписка из станционной ведомости.
  3. акт ревизора безопасности движения и (или) диспетчера.
  4. расчет размера ущерба на основе Методики определения ущерба, причиненного вынужденным простоем городского транспорта.
  5. объяснительная водителя автобуса, трамвая или троллейбуса, участвовавшего в ДТП.

Сколько насчитают?

Требуемая сумма всегда разная и зависит в том числе от того:

  • как долго стоял транспорт,
  • были ли организованы пути объезда,
  • конкретный город или регион, где произошло ДТП с общественным транспортом.

Вот пример дела, где Сосновский районный суд Челябинской области взыскал с водителя 52 855 рублей убытков. И дело дальше второй инстанции не ушло.

А вот пример, когда дело дошло до Шестого кассационного суда общей юрисдикции при сумме требований 913 рублей 50 копеек.

При этом, как указано в подпункте б пункта 1 ст. 6 Закона об ОСАГО, возмещение упущенной выгоды не относится к страховому риску по ОСАГО, и за простой общественного транспорта водителю придется платить из собственного кармана.

Источник: https://TonkostiOSAGO.ru/obrashchenie-za-vozmeshcheniem/proizoshlo-dtp-s-obshchestvennym-transportom-chto-delat-i-rabotaet-li

Как получить возмещение за травму в общественном транспорте?

Страховые случаи при дтп на общественном транспорте

Путешественники знают, что, летая на самолетах, отправляясь в поездку на поезде или в круиз на океанском лайнере, необходимо застраховаться от разных непредвиденных ситуаций. Но в повседневной жизни мы гораздо чаще рискуем, пользуясь обычными автобусами, трамваями и троллейбусами.

Мало кто из нас знает, что, вместе с билетом на проезд, мы одновременно приобретаем право (своего рода «страховой полис») получить возмещение, если с нами по дороге приключиться какое-либо несчастье: травмы, вывихи, ушибы, сотрясения. Причем страховые выплаты производятся пострадавшему в общественном транспорте пассажиру не только за серьезный ущерб здоровью (или даже смерть), но и даже за обычные синяки и ссадины.

Закон о страховании в общественном транспорте

Все тонкости и нюансы выплаты страхового возмещения пострадавшему пассажиру предусмотрены специальным законом №67-ФЗ от 14.06.2012 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика» (ОСГОП). Каждый пассажир автобуса, метро, трамвая, троллейбуса и маршрутки, согласно ему, страхуется автоматически на время поездки.

Причем действие закона распространяется не только на ущерб здоровью и имуществу в дорожно-транспортных происшествиях, но и на другие происшествия в салоне, которые могут привести к травмам пассажиров (падения при выходе и входе в транспортное средство, при резком торможении и т.д.).

Транспортные компании, не застраховавшие гражданскую ответственность в части причинения вреда здоровью, жизни и имуществу пассажиров, в соответствии с этим законом не должны использовать на линии средства для перевозки пассажиров (кроме такси).

Если компания все-таки этого не сделала, ей грозят штрафы. А если случится ДТП, ей все равно придется платить компенсацию, только из собственных средств (отказ чреват лишением лицензии на перевозку).

Что делать, если вы получили травму во время поездки в общественном транспорте?

Травму в салоне трамвая, автобуса, троллейбуса или при выходе/входе из транспортного средства можно получить по разным причинам. И иногда по вине самого пассажира при несоблюдении им правил пользования транспортом. К примеру, человек просто не держался за поручни и упал, или попытался войти или выйти не в ту дверь и его прищемило.

С правилами пользования общественным транспортом можно ознакомиться в салоне любого транспорта по перевозке людей.

Другая ситуация, когда вина водителя очевидна. Например, пассажир упал и ударился головой, повредил ногу, руку, получил ушиб или ссадину, потому что водитель автобуса резко затормозил.

В этом случае водитель нарушил правила перевозки пассажиров (абзац 15, п.2 №472 от 11.12.2000 г).

Падение в салоне общественного транспорта рассматривается как один из видов ДТП (дорожно-транспортное происшествие), выделяемое под названием «Падение пассажира».

Совсем не редкость ситуации на наших дорогах, когда водитель, отчаянно маневрируя и обгоняя, пытается перехватить у своих коллег пассажиров, тем самым создавая аварийные ситуации, пострадавшими в которых оказываются чаще всего пассажиры.

А если человек, выходя из автобуса, поскользнулся на ступеньках и упал, как в этом случае доказать, что травма получена именно в этом автобусе? В этой ситуации подтверждающими документами будет билет на проезд и медицинское освидетельствование.

Первое, что надо сделать, если вы получили травму, так это сообщить о случившемся водителю, который в случае любого происшествия с пассажиром (выпал из транспортного средства, упал в салоне) обязан остановиться, вызвать полицию и «скорую», которые должны зафиксировать факт ДТП, получение травмы, и оказать в случае необходимости помощь. Сам же водитель должен предоставить пассажиру сведения о компании-перевозчике и страховой компании, в которую необходимо обратиться.

Что делать, если никак не отреагировав на ваше сообщение и не оказав помощь, водитель продолжает движение? За такое некорректное поведение, которое приравнивается к ситуации, когда было покинуто место ДТП (ч.2 ст.12.27 КоАП РФ), его могут наказать арестом до 15 суток или лишением прав от 1 до 1,5 лет.

Естественно, вызвать полицию на место происшествия в этой ситуации не получится. Постарайтесь отыскать в автобусе информацию о страховой и транспортной компании, записав ее или сфотографировав.

В салоне транспортного средства для пассажиров размещается информация о страховой компании, с которой заключен договор, наименование страховщика, его адрес, телефон, официальный сайт. Эту же информацию можно найти на сайте перевозчика.

Выйдя из автобуса, следует самостоятельно вызвать «скорую» или обратиться в больницу (если состояние позволяет передвигаться), чтобы зафиксировать обстоятельства получения травм и характер повреждений и взять в больнице акт медицинского освидетельствования и чеки, если пришлось платить за какие-либо услуги или покупать лекарства.

Если последствия травмы проявились спустя какое-то время, нужно также пойти в больницу и там составить акт с подробным описанием обстоятельств.

И еще, если автобус, на котором вы ехали, покинул место ДТП, необходимо записать его номер и номер маршрута следования. А также ФИО водителя, адрес, телефон и название компании-перевозчика, место, время и дату происшествия, обстоятельства получения травмы (захлопывание дверью, торможение), контакты (телефоны и имена) свидетелей (пассажиров или видевших вас при выходе из автобуса прохожих).

Обязательно сохраните билет на проезд, который является важным документом, подтверждающим, что вы ехали именно в этом автобусе/ трамвае/троллейбусе.

Эта информация может понадобиться при обращении в транспортную компанию с претензией и требованием возместить вред, нанесенный здоровью, и компенсацию за моральный ущерб. Сумма возмещения рассчитывается, исходя из степени тяжести увечий.

Куда обращаться при получении травмы?

Если вы не располагаете информацией о страховой компании, обращайтесь в транспортную компанию. Там же вам должны выдать документ об обстоятельствах и факте произошедшего события.

Если вам не известно, к какому автопарку принадлежит пассажирский транспорт, на котором вы получили травму, выяснить это можно, позвонив в Городской департамент транспорта, в котором есть списки автобусных (троллейбусных) парков, или в городскую справочную.

Следующий шаг – обращаемся в страховую, в которой перевозчик зарегистрировал гражданскую ответственность (если такой страховки нет, возмещать сумму компенсации будет сам перевозчик из собственных средств).

Чтобы просьба была рассмотрена, необходимо предоставить туда документы.

Какие документы потребуются?

  • Письменное заявление в страховую компанию в произвольной форме о выплате возмещения, в котором нужно подробно изложить суть, обстоятельства, характер причинения вреда (здоровью, жизни, имуществу), время, место и дату события, вид транспортного средства и его номер, рейс (маршрут следования), наименования перевозчика. Реквизиты банковского счета для перевода денег.

Подкрепляем его документами (их полный перечень утвержден Постановлением Правительства №1378 от 22.12.2012 г.) со сведениями о произошедшем инциденте, его обстоятельствах, информацией о потерпевшем, о степени и характере повреждения здоровья или имущества.

  1. Паспорт пассажира, потерпевшего в ДТП, или его близких (в случае смерти).
  2. Документ, составленный самим перевозчиком или его уполномоченным лицом, в котором зафиксирован факт и обстоятельства произошедшего события и вред в отношении потерпевшего. В случае отсутствия такого документа предоставляется справка скорой помощи об оказании медицинской помощи, о наличии травм и степени их тяжести, справка ГИБДД, подтверждающая ДТП при перевозке и наличии пострадавших.
  3. Перечень утраченного (поврежденного) имущества пассажира с указанием его веса и стоимости, которые указываются приблизительно, если отсутствуют чеки на их покупку и багажная квитанция.
  4. Заключение экспертизы (если таковое имеется) о полной или частичной утрате трудоспособности, установлении инвалидности и другие документы.

Дополнительно могут быть предоставлены:

  • данные свидетелей аварии (паспортные данные, адреса). Особенно это актуально в маршрутном такси, где билеты на проезд отсутствуют или по ним нельзя идентифицировать транспорт;
  • билет на проезд в данном транспорте;
  • документы и чеки, подтверждающие затраты на лекарства и лечение;
  • справки, выданные медицинской организацией, с указанием характера травм и увечий, периода нетрудоспособности, диагноза, в которую потерпевший самостоятельно обратился или был доставлен.

Все возникающие вопросы по перечню документов необходимо уточнять в страховой компании.

Страховщик имеет право провести дополнительное расследование происшествия для полного выяснения причин и обстоятельств инцидента и размера вреда, направляя запросы в медицинские, правоохранительные органы, гидрометеорологические, сейсмологические и другие организации.

30 дней (отсчет от даты получения всех требуемых документов и их оценки) дается страховой компании для вынесения решения о выплате или о мотивированном отказе.

Что делать, если претензия на возмещение отклонена?

Если все сделано, а проблема не решена, остается только суд (ст.1079 ГК РФ). Это возможно, если, к примеру, страховая по какой-либо причине отказала в выплате. Или перевозчик не застраховал гражданскую ответственность. Компания-перевозчик, которая не заключила договор ОСГОП, ответственна точно в такой же степени за причиненный вред, как если бы такой договор был заключен.

Для участия в судебном разбирательстве нужно будет собрать доказательную базу, подтверждающую произошедший инцидент (показания свидетелей, справка из больницы с зафиксированными повреждениями, справка об аварии, билет на проезд, чеки на лекарства, претензия, которая осталась неисполненной по причине отказа транспортной компанией). То есть примерно те же документы, которые необходимы для обращения в страховую.

На что может рассчитывать пассажир?

В страховой компании размер выплаты определяется строго по таблице выплат, которая утверждена Правительством и зависит от степени тяжести увечий в процентном отношении от страховой суммы. Ее сумма может быть от 2000 рублей (за ссадины, ушибы и царапины) до 2000000 рублей (выплачивается, если пассажир погиб, кроме того еще выплачивается 25 тысяч на погребение).

Почти максимум возмещения предусмотрен людям, ставшим инвалидами 1 группы, и детям, ставшим в результате аварии инвалидами. Инвалиды 2 и 3 группы и получившие травмы с тяжкими последствиями также могут рассчитывать на солидное страховое возмещение.

Также положена компенсация, если при ДТП был уничтожен или поврежден багаж или ручная кладь пассажира: выплаты – до 23 тысяч рублей.

Компенсацию за полученные травмы можно получить сразу: нет смысла ждать, когда будут закончено лечение и все лечебные процедуры будут оплачены.

В суде размер компенсационной выплаты определяется по статье 1079 ГК РФ.

Что делать, если травма получена в метро или в такси?

Ситуация с полученными травмами в метро аналогична ситуациям в наземном транспорте при ином порядке страхования ответственности. Метрополитен сам выплачивает компенсацию за травмы пассажиров, полученные в вагонах метро или при входе/выходе, из собственной прибыли.

К примеру, пассажиры при падении на эскалаторе, нарушившие правила пользования метро, компенсацию не получат.

В случае получения травмы факт происшествия фиксируется врачом скорой помощи и сотрудниками полиции. Также может быть составлен собственный акт сотрудниками метрополитена. И уже с этими документами и свидетельскими показаниями можно обращаться в метрополитен за возмещением убытков или подавать исковое заявление в суд.

Пассажиры такси под действие этого закона не попадают. В случае ДТП они могут получить максимальную компенсацию по полису ОСАГО в 500 тысяч рублей.

Безаварийных вам поездок!

Источник: https://EcoTonkosti.ru/kak-poluchit-vozmeshhenie-za-travmu-v-obshhestvennom-transporte.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.