Субъектами публичной собственности являются

Право публичной собственности

Субъектами публичной собственности являются

В нашем законодательстве государство (публично-правовое образование) традиционно считается особым, самостоятельным субъектом права наряду с юридическими лицами и гражданами. В этом качестве оно может быть и субъектом права собственности (собственником).

Важными особенностями правового положения субъектов публичной собственности являются, во-первых, наличие у них особых, властных полномочий (функций), позволяющих им принимать нормативные акты, которые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им права собственности; во-вторых, осуществление этого права в публичных (общественных) интересах.

Публичная собственность в соответствии с российским законодательством имеет две разновидности – государственную и муниципальную собственность.

Государство как субъект права собственности занимает особое место среди других субъектов собственности. Объясняется это следующими обстоятельствами:

  1. государство до 1990 г. было собственником подавляющей части имевшегося в стране имущества, а государственная собственность признавалась ведущей по отношению к другим формам собственности;
  2. государство как собственник имело ряд преимуществ по сравнению с другими собственниками;
  3. государство как собственник было единым;
  4. в настоящее время положение изменилось – государство стало множественным субъектом, часть его имущества передана другим субъектам, а его полномочия собственника уравнены с полномочиями других субъектов.

Право государственной собственности в объективном смысле – совокупность правовых норм, закрепляющих три полномочия собственника Российской Федерации и ее субъектов по отношению к государственному (общенародному) имуществу. Эти нормы образуют институт права государственной собственности.

Право государственной собственности в субъективном смысле – принадлежащие государству три полномочия собственника, которые осуществляются с учетом общенародных интересов.

Государственное имущество должно использоваться субъектами государственной собственности по его целевому назначению.

Субъектами права государственной собственности являются: Российская Федерация и субъекты Российской Федерации.

К субъектам Российской Федерации относятся республики, края, области, автономные области, автономные округа, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург.

Часть субъектов, за исключением республик, объединяется двумя понятиями: национально-государственные и административно-территориальные образования.

Объекты права государственной собственности имеют свои особенности:

  • их круг не ограничен;
  • в круг объектов права государственной собственности входит имущество, составляющее исключительную собственность государства (которая используется только в интересах народа или для обслуживания особых государственных нужд, она не может находиться в частной собственности). К таким объектам относятся недра, лесной фонд, водные ресурсы, ресурсы континентального шельфа и другие природные объекты; объекты культурно-исторического наследия, имущество государственной казны, объекты ядерной энергетики, ядовитые и наркотические вещества и т.д.

Круг этих объектов определен в ст.

71 Конституции РФ и в приложении 1 к постановлению Верховного Совета РСФСР «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» от 27 декабри 1991 г. Правомерность выделения объектов, являющихся достоянием народа (лечебно-оздоровительные местности и курорты), и особо ценных объектов национального наследия в особую группу объектов государственной собственности ставится под сомнение некоторыми цивилистами, несмотря на то, что этим объектам посвящены специальные законы;

  • имущество, находящееся в собственности государства, делится на две части: закрепленное за юридическими лицами на праве хозяйственного ведения и оперативного управления и не закрепленное за юридическими лицами (оно составляет государственную казну);
  • в государственную казну входят средства федерального бюджета, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования и других внебюджетных фондов Российской Федерации, Фонда Центрального банка РФ, золотой запас, Алмазный фонд, валютный фонд;
  • объектом взыскания кредиторов по долгам государства может быть только имущество, не закрепленное за юридическими лицами. Таким объектом являются средства бюджета;
  • имущество, являющееся государственной собственностью, подлежит регистрации в соответствующем реестре федеральной государственной собственности (собственности субъектов РФ). Реестр этот ведется Министерством государственного имущества РФ.

Основания (способы) возникновения и прекращения права государственной собственности:

  • общегражданские (характерные и для других субъектов гражданского права);
  • специальные способы (характерные только для государства) – национализация, реквизиция, взимание налогов и обязательных платежей, переход государству по праву наследования выморочного имущества, принудительное изъятие имущества, в том числе путем выкупа его. Специальным основанием прекращения права на государственное имущество является его приватизация.

Государство осуществляет права собственника, действуя при этом в хозяйственном обороте через свои органы, обладающие соответствующей компетенцией. Главным среди них является Министерство государственного имущества РФ. (До 1997 г.

этот орган назывался Государственным комитетом РФ по управлению государственным имуществом.

) В числе остальных органов следует назвать: Российский фонд федерального имущества при Правительстве РФ, Федеральное казначейство, Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе РФ (созданы в 1993 г.).

Муниципальная собственность относится к публичной, а не частной собственности, поскольку ее субъекты являются публично-правовыми образованиями.

Муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности, а представляет собой самостоятельный вид публичной собственности.

В качестве участников имущественных отношений муниципальные образования приобретают особый, публично-правовой статус. Поэтому их положение как собственников строится по модели государственной собственности.

Три полномочия собственника в данной форме права собственности осуществляются представительным органом с учетом мнения населения муниципального образования и в его интересах. Муниципальным образованием является такое образование, в котором имеется орган самоуправления. К таким образованиям относятся: города, районы в городах, поселки, деревни и др.

Субъектами права муниципальной собственности являются муниципальные образования. Управление муниципальной собственностью осуществляется органами трех видов:

  • представительными (выборными органами);
  • органами местного самоуправления;
  • муниципальными предприятиями и учреждениями, за которыми закреплена муниципальная собственность на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Объекты права муниципальной собственности разнообразны по своему составу: это средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.

Особенности муниципального имущества:

– муниципальное имущество подобно государственному делится на две части: одна часть закреплена за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления, другая — составляет казну муниципального образования, включающую в себя средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями;

– среди объектов муниципальной собственности есть такие, которые являются исключительно муниципальной собственностью, т.е. изъяты из гражданского товарооборота. Это муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры, спорта;

– объекты муниципальной собственности предназначены для решения вопросов местного значения: для удовлетворения жилищно-коммунальных, социально-культурных, бытовых и иных потребностей населения данной территории, т.е. имеют целевой характер.

Основания возникновения права муниципальной собственности делятся на два вида: общегражданские и специальные.

К специальным основаниям относятся:

  • поступление денежных средств от приватизации;
  • денежные суммы, уплаченные в виде налогов и штрафов;
  • плата за пользование природными ресурсами;
  • государственное имущество, переданное в муниципальный фонд;
  • денежные средства, отчисленные Российской Федерацией от собранных налогов, и денежные средства, выделенные ею для реализации отдельных государственных полномочий;
  • имущество, которое не может принадлежать собственнику (ст. 238 ГК);
  • имущество, выкупленное у собственника.

Полномочия органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью сводятся к следующим действиям:

  • передаче муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим лицам или отчуждение ее, т.е. совершение сделок с муниципальным имуществом;
  • созданию муниципальных предприятий и учреждений;
  • определению цели, условий, порядка деятельности предприятий и учреждений, находящихся в муниципальной собственности;
  • самостоятельному распоряжению средствами местного бюджета;
  • осуществлению приватизации недвижимого муниципального имущества (доходы от приватизации полностью поступают в местный бюджет).

Источник: https://be5.biz/pravo/g003/17.html

Субъекты права публичной собственности

Субъектами публичной собственности являются

Публично-правовые образования как субъекты права публичной собственности. Понятие публично-правового образования, как и публичной собственности, является новым для российской правовой науки.

В советский период в законодательстве и в литературе, как правило, говорилось об абстрактном советском государстве.

В настоящее время вопрос о субъекте права публичной собственности приобретает практическую значимость.

Очевидно, что публично-правовые образования характеризуются множественностью субъектов. К ним относится не только Российская Федерация в целом, но и субъекты Федерации, и муниципальные образования. Ясно также и то, что они неоднородны.

Российская Федерация и ее субъекты являются государственными образованиями, а представляющие их органы входят в систему органов государственной власти.

В отличие от них органы местного самоуправления не относятся к органам государственной власти, хотя и обладают определенными властными полномочиями.

В настоящее время традиционна концепция, согласно которой субъектом права является публично-правовое образование, обладающее двойным статусом. С одной стороны, оно обладает властными полномочиями, с другой – является самостоятельным и равноправным участником гражданско-правовых отношений.

В современной литературе предлагается и иной подход, заключающийся в разграничении двух одноименных лиц: в публично-правовых отношениях действует публично-властная организация, а в гражданских – хозяйственная публичная организация.

Это два разных субъекта, которые только носят одно название (например, Российская Федерация)*(926).

Дискуссии о субъектах права публичной собственности. Вопрос о субъектном составе права публичной собственности на протяжении многих лет остается спорным.

В советский период после закрепления в законодательстве господства государственной социалистической собственности в литературе долгое время не мог быть установлен субъект права государственной собственности. Одна за другой появлялись и сменяли друг друга разные теории:

собственности государственных органов как обособленно хозяйствующих субъектов (частными собственниками признавались государственные органы, за которыми закреплялось имущество);

меновая (государство рассматривалось как обычный частный собственник товара);

фидуциарная (советский трест является в отношении предоставленного ему имущества подобием римского фидуциария);

товарной собственности государства (государство как собственник предоставленного тресту имущества выступает в виде особого юридического лица, признаваемого формальным собственником);

разделенной собственности (одно и то же имущество оказывается собственностью и государства, и отдельного госоргана) *(927).

В конце концов господствующее положение в науке (а затем и в законодательстве) получила концепция единого фонда, по которой единым и единственным собственником государственного имущества признавалось само Советское государство*(928).

В связи с федеративным устройством нашей страны некоторые ученые поднимали вопрос и об иных публичных собственниках, помимо государства (СССР), в частности о входящих в его состав союзных республиках. Но поскольку в то время они не могли рассматриваться в качестве самостоятельных собственников, появлялось много теорий относительно их участия в осуществлении правомочий собственника.

Например, А.В. Карасс писал о многоуровневом характере государственной собственности: на имущество, находящееся на территории республики, право собственности принадлежит СССР через соответствующую союзную республику и тем самым этой республике.

А имущество, находящееся за пределами СССР, принадлежит только СССР*(929). Иными словами, подразумевалась некая общая собственность, не признаваемая таковой по законодательству.

Раз Советский Союз представляет собой единое государство, то если что-то принадлежит одной республике – значит, это принадлежит всем республикам в его составе, а следовательно – и СССР*(930).

Но законодательство СССР не отражало подобных подходов к государственной собственности. Поэтому другие авторы продолжали настаивать на единстве публичного собственника. Республики, по их мнению, участвуют в праве собственности путем наличия своих представителей в органах власти*(931).

Впервые на законодательном уровне множественность публичных собственников была закреплена Законом СССР от 6 марта 1990 г. “О собственности в СССР”*(932) и Законом РСФСР от 24 декабря 1990 г. “О собственности в РСФСР”*(933).

Независимыми друг от друга собственниками, не отвечающими по обязательствам друг друга, были объявлены СССР, союзные республики, а также входящие в Российскую Федерацию республики, автономные области, края, области.

Но данные нормы долгое время оставались декларативными, поскольку другие нормативные акты закрепляли подчиненность одних собственников другим. В частности, законодательство о приватизации не позволяло субъектам Федерации быть свободными в распоряжении своим имуществом.

Поэтому появилась теория многоуровнего характера публичной собственности, которая объявлялась вынужденным этапом перехода от монополистической собственности к рыночным отношениям*(934).

Под многоуровневым характером понималось сохранение государством статуса собственника первого уровня, в противовес субъектам Федерации – собственникам второго уровня, которые остаются в системе единой государственной власти, поэтому не могут быть действительно самостоятельными и независимыми*(935).

В настоящее время, после обновления приватизационного законодательства, ситуация вновь изменилась в сторону увеличения независимости регионов. Но единства мнений среди ученых опять не наблюдается. Можно выделить следующие точки зрения по рассматриваемой проблеме:

1) публичные собственники являются независимыми и равноправными собственниками своего имущества;

2) теория многоуровнего характера государственной собственности;

3) теория разделенной, рассеченной собственности.

Авторы последней теории видят в ст. 214 ГК указание на общую собственность, хотя эта норма явно разделяет имущество, принадлежащее Российской Федерации, и имущество, принадлежащее субъектам Федерации.

Основываясь на такой ошибочной посылке, ее сторонники выделяют помимо противостоящих собственников – Российской Федерации и ее субъектов, еще и третьего публичного собственника, субординирующего отношения собственности – российское государство.

При этом, по их мнению, системный подход требует аналогичного решения вопроса и для муниципальной собственности, которая тоже должна определяться на трех уровнях.

Кроме того, в последнее время особую актуальность приобрел вопрос о выделении еще одного публичного собственника.

Такой подход основан на использовании в Конституции РФ двух терминов: “народ Российской Федерации” и “народы, проживающие на соответствующей территории”, в том числе применительно к владению и пользованию природными ресурсами.

В некоторых нормативных актах о природных ресурсах также говорится как о публичном достоянии народа России (например, лесной фонд). Поэтому предлагается объявить некоторые природные ресурсы (земли общего пользования, недра, др.

), обладающие большой социально-экономической значимостью и являющиеся основой государственной безопасности, общегосударственной собственностью или общим достоянием народов России. Такую особую собственность предлагается рассматривать как “иную форму собственности”, допускаемую законом.

К тому же это позволит решить актуальную на сегодняшний день проблему разграничения собственности между Российской Федерацией и ее субъектами. Уникальные для общества объекты национального достояния должны иметь особый правовой статус, неподвластный даже государству, основанный на предоставлении им охраны без права изменять их правовой режим*(936).

Другие исследователи, поддерживая взгляд на природные ресурсы как на объект, требующий особого правового режима, вообще не согласны рассматривать их в качестве объекта права собственности.

Поскольку они создавались без участия человека, отсутствуют нравственные основания притязать на обладание ими на праве собственности. Поэтому необходимо объявить их общим достоянием, не принадлежащим на праве собственности никакому конкретному субъекту*(937).

Данный подход, по сути, приводит к появлению “ничейного” имущества, т.е. создает почву для неопределенности и бесхозяйственности.

Подводя итог, отметим, что российский законодатель выделяет лишь трех публичных собственников – Российскую Федерацию, субъектов Федерации и муниципальные образования. При этом общая направленность современного законодательства на протяжении последних лет заключается в придании каждому из них действительной самостоятельности и независимости.

Виды права публичной собственности. Основная классификация права публичной собственности проводится по такому критерию как субъект права собственности.

Публичная собственность в соответствии с Гражданским кодексом делится на государственную и муниципальную.

Муниципальная собственность – это имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Муниципальное образование – это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ или внутригородская территория города федерального значения*(938).

Согласно п. 2 ст. 8, ст. 130 Конституции РФ и п. 1 ст. 212 ГК муниципальная собственность является отдельной формой собственности, существующей параллельно с государственной и частной. Но поскольку она, как и государственная, призвана обеспечивать общественные, а не частные интересы, ее следует рассматривать в качестве разновидности публичной собственности.

По своему характеру, правовой природе, принципам правового регулирования право муниципальной собственности действительно очень близко к праву государственной собственности. Но в то же время оно обладает некоторыми отличиями:

его субъекты не обладают суверенитетом;

его объектом не может быть имущество, изъятое из оборота;

имущество, ограниченное в обороте, может быть его объектом только в силу прямого указания закона;

принципы отнесения земли и других природных ресурсов к муниципальной собственности аналогичны принципам отнесения к частной и противопоставляются законодательством принципам отнесения к государственной собственности*(939).

В свою очередь, государственная собственность подразделяется на федеральную и собственность субъектов Федерации.

Федеральная собственность – это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации. Субъектом права федеральной собственности является Российская Федерация. Круг объектов федеральной собственности не ограничен, поскольку в собственности Российской Федерации может находиться любое имущество.

Государственной собственностью также признается имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам.

В правовой литературе отмечается, что хотя субъекты Федерации и являются государственными образованиями, они не обладают суверенитетом, не являются государствами в точном смысле слова, поэтому называть их собственность государственной не обоснованно.

Для этого предлагаются иные термины, например региональная собственность*(940).

Состав объектов собственности субъектов Федерации является более узким, чем федеральной собственности – в него не могут входить объекты исключительной федеральной собственности.

Таким образом, в зависимости от субъекта права собственности публичная собственность делится на: а) федеральную; б) субъекта Федерации; в) муниципальную.

В настоящее время важной проблемой является формирование единообразного механизма разграничения различных видов публичной собственности.

Особо остро стоит вопрос о разграничении собственности в так называемых сложносоставных или двухуровневых субъектах Федерации: согласно ст. 66 Конституции РФ некоторые автономные округа входят в состав края или области.

Как правило, перечень полномочий таких округов оказывается урезанным. Разграничение собственности субъекта Федерации и входящего в его состав округа в основном производится на договорной основе, т.е.

на основе заключенных между ними соглашений о разграничении собственности.

Последние в основном предусматривают, что органы автономного округа осуществляют на своей территории все полномочия органов государственной власти субъекта Федерации, а субъект Федерации разрабатывает концепцию развития региона, и собственником имущества, как правило, остается сам субъект Федерации.

Определенную проблему представляет также разграничение собственности, относящейся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Совместное ведение не создает общей собственности. Под предметом совместного ведения понимается сфера общественных отношений, регулирование которых отнесено Конституцией РФ и к компетенции Российской Федерации, и к компетенции субъекта Федерации.

Статья 72 Конституции РФ относит к совместному ведению вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также вопросы разграничения государственной собственности. По этим вопросам должны быть приняты федеральные законы.

До их издания субъекты Федерации могут осуществлять собственное правовое регулирование этих вопросов, но после принятия федерального закона законы субъекта Федерации должны быть приведены в соответствие с федеральным законом.



Источник: https://infopedia.su/9x6cd1.html

Публичная собственность в гражданском праве

Субъектами публичной собственности являются

Публичная собственность может выступать в виде муниципальной или государственной собственности. Право государственной собственности характеризуется наличием большого числа различных субъектов: Российская Федерация (касательно имущества, представляющего федеральную собственность), субъекты РФ (области, края, республики и т.д.

(касательно имущества, являющегося их собственностью). К субъектам права государственной собственности относятся соответствующие публично-правовые государственные образования.

Субъекты РФ в имущественном обороте выступают от имени государственного образования, осуществляют какие-либо правомочия публичного собственника в соответствии со своими функциями.

Муниципальная собственность принадлежит публичной собственности. Ее субъектами выступают публично-правовые образования. Муниципальная собственность представляет самостоятельную разновидность публичной собственности. Субъектами права муниципальной собственности являются городские и сельские поселения, а также иные муниципальные образования.

Публичная собственность является фундаментом для создания государственных доходов, являющихся обязательным условием для осуществления функций публично-правовыми образованиями.

Публичная собственность неотрывно связана с экономической деятельностью государства, так как частное предпринимательство не может удовлетворить всех потребностей населения.

Публичный сектор и публичная собственность выступают залогом устойчивого развития и стабильности, факторами экономического роста, гарантом сбережения национального богатства.

Объем публичной собственности зависит от публичного интереса, обеспеченного правом интересов той или иной социальной общности и признанного государством. Публично-правовые образования входят в имущественные отношения в области гражданского оборота для обеспечения публичного интереса, удовлетворение которого невозможно без реализации права собственности.

Экономическое содержание публичной собственности

Публичная собственность имеет ряд характеристик, раскрывающих ее экономическое содержание. Так, публичная собственность:

  • необходима для реализации функций по осуществлению общенациональных и общегосударственных интересов, что проявляется благодаря аккумулированию и распределению какой-либо части национального дохода;
  • охватывает сферы рынка, не представляющие интереса субъектам частной собственности вследствие низкой прибыли, высоких издержек, больших рисков и т.д.; в сферах, где частная собственность не в состоянии обеспечить интенсивное производство товаров; где присутствует риск существенных потерь и т.д.;
  • обладает объектами, управление которыми должно строиться с учетом основных экономических и социальных интересов государства и общества;
  • в условиях рыночной экономики имеет двойственную природу, в которой сочетаются рыночное и нерыночное начало; оценка использования объектов публичной собственности в идеале должна основываться на социально-экономических критериях.

Замечание 1

Публичная собственность является сложной иерархической и комплексной системой отношений. Политическая природа собственника, сложнейшее организационное строение предопределяют роль и специфику права публичной собственности. Публичную собственность можно рассматривать как имущество, которое принадлежит публично-правовым образованиям на праве собственности.

Право публичной собственности можно рассматривать с двух аспектов:

  • в объективном смысле, как совокупность различных правовых норм, которые регулируют общественные отношения по пользованию, владению и распоряжению публичным имуществом.
  • в субъективном смысле, как право народа РФ и населения определенной территории, которые могут непосредственно или опосредованно через уполномоченные органы пользоваться, владеть и распоряжаться публичным имуществом для удовлетворения общественных интересов.

права публичной собственности реализуется через правомочия собственника: пользование, владение и распоряжение.

Особенности права публичной собственности

Законом могут устанавливаться особенности прекращения и приобретения права собственности на владения, имущество, пользования и распоряжения данным имуществом в зависимости от того, в чей собственности оно находится – в частной или публичной.

Особенности права публичной собственности:

  1. Принцип всеобщности. Публичной собственности может принадлежать любое имущество, включая ограниченное в обороте или изъятое из оборота.
  2. В государственной или муниципальной собственности могут находиться только отдельные виды имущества – национальное достояние народа, или исключительная собственность. Реализация права собственности на данное имущество в первую очередь обеспечивает интересы граждан, проживающих на соответствующем публичном образовании, а также интересы публично-правового образования. Закон определяет перечень объектов, находящихся в исключительной собственности публично-правовых образований.

В гражданском обороте от имени публично-правовых образований выступают органы и лица, указанные в ГК (ст. 125), а именно: РФ и ее субъекты, муниципальные образования. От их имени выступают органы государственной власти в границах их компетенции, органы местного самоуправления.

Федеральными органами государственной власти являются федеральные службы, которые не связаны с осуществлением функции надзора и контроля, федеральные агентства.

В отдельных случаях интересы публично-правовых образований могут представлять юридические лица и граждане только при наличии специального поручения от публично-правового образования.

Замечание 2

Право публичной собственности может возникать на таких же основаниях, что и право частной собственности.

Публично-правовые образования практически никогда не могут быть объявлены банкротами. По своим обязательствам они отвечают не всем имуществом, так как от взысканий освобождены объекты исключительной собственности и имущество, закрепленное за унитарными предприятиями и учреждениями.

Гражданский кодекс предусматривает особые основания приобретения публичной собственности, исключающие возникновение частной собственности:

  • поступление в собственность государства обнаруженного клада, который содержит вещи, относящиеся к памятникам культуры и истории;
  • поступление бесхозяйной недвижимости в муниципальную собственность, а также безнадзорные животные и различные находки;
  • отчуждение у частного собственника вещей, которые были ограничены в обороте или изъяты из него;
  • изъятие недвижимости для муниципальных или государственных нужд;
  • выкуп культурных ценностей, бесхозяйственно содержимых;
  • конфискация, реквизиция и национализация частного имущества.

Гражданское законодательство предусматривает случаи прекращения права публичной собственности в результате приватизации, когда публичная собственность переходит в частную.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/publichnoe_pravo_i_ego_otrasli/publichnaya_sobstvennost_v_grazhdanskom_prave/

Гражданское право

Субъектами публичной собственности являются

В нашем законодательстве государство (публично-правовое образование) традиционно считается особым, самостоятельным субъектом права наряду с юридическими лицами и гражданами. В этом качестве оно может быть и субъектом права собственности (собственником).

Важными особенностями правового положения субъектов публичной собственности являются, во-первых, наличие у них особых, властных полномочий (функций), позволяющих им принимать нормативные акты, которые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им права собственности; во-вторых, осуществление этого права в публичных (общественных) интересах.

Публичная собственность в соответствии с российским законодательством имеет две разновидности – государственную и муниципальную собственность.

Право государственной собственности характеризуется множественностью субъектов, в роли которых выступают Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность) и ее субъекты – республики, края, области и т.д. (в отношении имущества, составляющего их собственность).

Следовательно, субъектами права государственной собственности выступают именно соответствующие государственные (публично-правовые) образования в целом, т.е. Российская Федерация и входящие в ее состав республики, края, области и т.д.

, но не их органы власти или управления. Последние выступают в имущественном обороте от имени соответствующего государственного образования и в соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные правомочия публичного собственника.

Муниципальная собственность относится к публичной, а не частной собственности, поскольку ее субъекты являются публично-правовыми образованиями. Муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности, а представляет собой самостоятельный вид публичной собственности.

Ведь муниципальные образования не являются государственными образованиями (из чего исходил и ранее действовавший российский Закон о собственности). Однако в качестве участников имущественных отношений муниципальные образования приобретают особый, публично-правовой статус.

Поэтому их положение как собственников строится по модели государственной собственности.

Субъектами права муниципальной собственности в п. 1 ст. 215 ГК объявлены городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом. От имени соответствующего муниципального образования – собственника его правомочия в соответствии со своей компетенцией могут осуществлять те или иные его органы, что не делает их собственниками соответствующего имущества.

Какой именно государственный или муниципальный орган вправе выступать в тех или иных конкретных имущественных отношениях от имени соответствующего государственного или муниципального образования, определяет установленная законодательством компетенция этого органа.

Так, при отчуждении определенного государственного или муниципального имущества в частную собственность в порядке приватизации от имени отчуждателя-собственника в соответствии с законодательством о приватизации государственных и муниципальных предприятий выступают соответствующие комитеты и фонды по управлению имуществом.

Владельцами принадлежащих государству акций или долей участия приватизированных предприятий выступают соответствующие фонды государственного имущества.

А при продаже с аукционов конфискованных в пользу государства предметов контрабанды от имени отчуждателя выступают соответствующие таможенные органы.

Приобретение или реализация находящихся в государственной собственности памятников истории и культуры производится через органы охраны этих памятников, в роли которых выступает Министерство культуры и его органы.

Если же речь идет об имущественной ответственности государственных образований, то ответчиками по соответствующим искам в большинстве случаев становятся органы Министерства финансов. Но во всех перечисленных ситуациях стороной тех или иных конкретных правоотношений в юридическом смысле выступает государство или иное публично-правовое образование, а не его орган.

Действующее российское законодательство не использует понятия всенародное достояние (“неотъемлемое достояние народов”) или аналогичных ему применительно к федеральной или иной государственной собственности. Ранее это понятие использовалось прежде всего в отношении земли и других природных ресурсов (а также некоторых памятников истории и культуры).

Оно могло трактоваться в качестве особого правового режима, исключавшего чье-либо (в том числе и государства) право собственности на соответствующий объект. Теперь эти ресурсы рассматриваются как “основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории”, что не создает для данных объектов никакого специального гражданско-правового режима.

Источник: https://isfic.info/civil1/grots111.htm

Субъекты права публичной собственности:

Субъектами публичной собственности являются

    1. Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляю­щего федеральную собственность);

    2. субъекты РФ — республики, края, области и т.д. (в отношении имущества, составляющего их собствен­ность);

    3. городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом.

Муниципальнаясобственность относится к публичной,ибо муни­ципальные образования, небудучи государственными образованиями,тем не менее приобретают особый,публично-правовой статус.

Поэтому ихположение как собственников строитсяпо модели государствен­ной собственности.Субъектами права муниципальнойсобственности в п. 1 ст.

215 ГКобъявлены городские и сельские поселенияи другие муниципальные образования вцелом.

Сторонойконкретных правоотношений собственностиюридиче­ски является именногосударство или иное публично-правовоеоб­разование, а не его орган (последнийможет стать самостоятельным участникомгражданских правоотношений только вкачестве юриди­ческого лица —учреждения, не являющегося собственникомсвоего имущества).

Объекты права публичной собственности

Вкачестве объектов как государственной,так и муниципальной собственности могутвыступать

    • различные виды недвижимости, вклю­чая земельные участки, жилые и нежилые помещения, здания и сооружения производственного и непроизводственного назначения, а также

    • оборудование, транспортные средства и иные «средства производства» и

    • предметы бытового, потребительского характера;

    • принадлежащие публично-правовым образова­ниям ценные бумаги, валютные ценности, а также различные памят­ники истории и культуры.

РоссийскаяФедерация и ее субъекты могут бытьсобственниками любого имущества, в томчисле изъятого из оборота или ограниченногов обороте (ст. 129 ГК). Фактически субъектыРФ в настоящее время яв­ляютсясобственниками лишь отдельных видовизъятого из оборота иму­щества.

Муниципальныеже образования могут быть собственникамиограниченного в обороте имуществатолько по специальному указанию законаи не вправе иметь в собственности вещи,изъятые из оборота.

Объектыпубличной собственности распределяютсямежду Рос­сийской Федерацией, еесубъектами и муниципальными образова­ниямикак самостоятельными собственникамипринадлежащего им имущества.

Порядокотнесения государственного имуществак феде­ральной собственности и ксобственности субъектов РФ долженуста­навливаться специальным законом(п. 5 ст. 214 ГК).

Применительно к земельнымучасткам этот вопрос решается ст. 16-19ЗК РФ.

Некоторыевиды недвижимостей, прежде всегоприродные ресур­сы, могут находитьсятолько в федеральной или в государственнойсобственности субъектов РФ, но не вмуниципальной (и не в част­ной)собственности.

К ним относятся участкинедр, водные объекты (кроме обособленных— прудов и т.п.), природные лечебныересурсы (минеральные воды, лечебныегрязи и т.п.), земли особо охраняемыхприродных территорий.

Они, однако, могутпередаваться другим ли­цам в пользование(аренду), что позволяет относить их квещам, су­щественно ограниченным вобороте.

Всобственности субъектов РФ можетнаходиться только имущество, необходимоедля осуществления возложенных на нихза­конодательством полномочий, атакже для обеспечения деятельности ихорганов власти, должностных лиц и другихработников. Перечни такого имуществадолжны устанавливаться законамисубъектов РФ.

Имущество,составляющее собственность субъектовРФ, образуется за счет федеральногоимущества вслучаях его прямой передачи (отчуждения) отРоссийской Федерации в собственностьее со­ответствующего субъекта.

Всобственности муниципальныхобразованийтакжеможет находиться лишь то имущество,которое предназначено для решения имивопросов местного значения илиосуществления переданных им отдельныхгосударственных полномочий, а такжедля обеспечения деятельности органовместного самоуправления и их должностныхлиц и других работников.

Имущество,находящееся в собственности субъектовРФ или му­ниципальных образований ине отвечающее названным требованиям,подлежит либо перепрофилированию(изменению целевого назначе­ния), либопередаче другим субъектам публичнойсобственности, либо отчуждению(приватизации).

Тем самым установлен принципцелево­го характера публичногоимущества, находящегося в собственностисубъектов РФ или в муниципальнойсобственности.Он направлен на дальнейшее ограничениенепосредственного участия публично-пра­вовыхобразований в экономической деятельности.

Всоответствии с п. 5 ст. 214 ГК отнесениегосударственного имущества к федеральнойсобственности и к собственности субъектовРФ осуществляется в порядке, установленномзаконом. 

Допринятия специального закона объектыгосударственной и муниципальнойсобственности разграничиваются впорядке, введенном ПостановлениемВерховного Совета РФ от 27 декабря 1991г., а также распоряжением Президента РФот 18 марта 1992 г.

N 114-рп “Об утвержденииПоложения об определении пообъектногосостава федеральной, государственнойи муниципальной собственности и порядкеоформления прав собственности”.

Вприложениях N 1, 2 и 3 к указанномупостановлению Верховного Совета РФперечисляются виды объектов, которыемогут находиться только в федеральнойсобственности (Приложение 1), только вмуниципальной собственности (Приложение3), а также те объекты, которые могутпередаваться из федеральной собственностив собственность субъектов РФ (Приложение2). 

Передачаобъектов из федеральной государственнойсобственности в собственность субъектовРФ первоначально осуществлялась наосновании указанных выше нормативныхактов в безвозмездном порядке и безоформления каких-либо договоров.

Впоследствии сложилась практикавозмездной передачи, так как всоответствующих актах ПравительстваРФ предписывалось уменьшать размерсредств, перечисляемых из федеральногобюджета субъектам Федерации, на суммурыночной стоимости передаваемыхобъектов.

Что касается объектовмуниципальной собственности, то включениеих в состав последней согласно Приложению3 к Постановлению Верховного Совета РФот 27 декабря 1991 г. влекло возникновениеправа муниципальной собственности наних в силу закона (п.

5 Обзора практикиразрешения споров, связанных сприватизацией государственных имуниципальных предприятий – приложениек информационному письму ВАС РФ от 11июня 1997 г. N 15. 

Внастоящее время объекты государственнойи муниципальной собственностиперераспределяются в соответствии сзаконами, разграничивающими предметыведения и полномочия органов государственнойвласти (Российской Федерации, еесубъектов) и муниципальных образований.В частности, перераспределениегосударственного и муниципальногоимущества между Российской Федерацией,ее субъектами и муниципальнымиобразованиями осуществляется вобязательном порядке и безвозмездно. 

Какуказывалось выше, Российской Федерации,ее субъектам и муниципальным образованиямможет принадлежать только то имущество,которое необходимо им для осуществленияпубличных функций и полномочий,возложенных на них действующимзаконодательством.

Перечни соответствующегоимущества, которое может находиться всобственности субъектов РФ и муниципальныхобразований, содержатся в ст. 26.11Федерального закона “Об общих принципахорганизации законодательных(представительных) и исполнительныхорганов государственной власти субъектовРоссийской Федерации” и в ст.

50 Законаоб общих принципах организации местногосамоуправления.

Перечниимущества, необходимого для осуществленияполномочий субъектов РФ, устанавливаютсяв развитие норм федерального законатакже законами этих субъектов. 

Порядокпередачи соответствующего имуществапри его перераспределении установленв п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22августа 2004 г. N 122-ФЗ. 

Передачафедерального имущества в собственностьсубъектов РФ и наоборот осуществляетсяна основании решений Правительства РФ.Передача имущества субъектов РФ вмуниципальную собственность и наоборот- на основании решений исполнительныхорганов государственной власти субъектовРФ. 

Передачафедерального имущества в муниципальнуюсобственность осуществляется наосновании решений Правительства РФ. 

Указаннымирешениями утверждаются перечнипередаваемого имущества, включающиегосударственные или муниципальныеунитарные предприятия, государственныеили муниципальные учреждения, которыеподлежат передаче, а также иное имущество.

Данные решения содержат указание омоменте возникновения права собственностии являются основанием возникновениятакого права у субъектов, получающихсоответствующее имущество. При этом вЗаконе (п. 11 ст. 154 Федерального законаот 22 августа 2004 г.

N 122-ФЗ) установлено,что к соответствующим отношениям побезвозмездной передаче имущества нормыГК и Закона о государственной регистрацииправ на недвижимость, определяющиемомент возникновения права собственностина имущество, применяются в части, непротиворечащей указанному специальномуЗакону.

Поэтому право собственности насоответствующие объекты будет возникатьс момента, устанавливаемого решениемПравительства РФ или исполнительногооргана государственной власти субъектаРФ о передаче имущества. Имуществопередается по передаточным актам,подписываемым государственными имуниципальными органами, уполномоченнымина передачу (принятие) имущества. 

Вэтой связи ранее действующие нормативныеакты о разграничении государственнойи муниципальной собственности подлежатприменению лишь в части, не противоречащейуказанным законам о перераспределениигосударственного и муниципальногоимущества в соответствии с распределениемпубличных функций. 

Крометого, сохраняют свое значение рядфедеральных законов, где указываютсяобъекты, которые должны или могутнаходиться только в федеральнойгосударственной собственности и (или)в собственности субъектов РФ (например,Закон о недрах, Водный кодекс, Леснойкодекс, Федеральный закон от 23 февраля1995 г. “О природных лечебных ресурсах,лечебно-оздоровительных местностях икурортах”, Федеральный закон от 14марта 1995 г. “Об особо охраняемыхприродных территориях”. 

Объекты,находящиеся в собственности РоссийскойФедерации, ее субъектов или муниципальныхобразований, учитываются в соответствующемреестре собственности РоссийскойФедерации, ее субъектов и муниципальныхобразований

Источник: https://studfile.net/preview/6701926/page:32/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.