Субъекты и объекты права публичной собственности

Право государственной и муниципальной собственности

Субъекты и объекты права публичной собственности

Ст. 214 ГК РФ определяет, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности

    1. Российской Федерации (федеральная собственность), и
    2. субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 Кодекса (т.е. органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов).

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

Ст. 215 ГК РФ определяет, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Кодекса (т.е. органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов).

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (статьи 294, 296).

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Особенностями правового положения государства и других субъ­ектов публичной собственности являются:

    • наличие у них особых, властных полномочий (функций), позволяющих им принимать нормативные акты, которые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им права собственности;
    • осуществление ими этого права в публичных (общественных) интересах.

Субъекты права публичной собственности:

    1. Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляю­щего федеральную собственность);
    2. субъекты РФ — республики, края, области и т.д. (в отношении имущества, составляющего их собствен­ность);
    3. городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом.

Муниципальная собственность относится к публичной, ибо муни­ципальные образования, не будучи государственными образованиями, тем не менее приобретают особый, публично-правовой статус. Поэтому их положение как собственников строится по модели государствен­ной собственности. Субъектами права муниципальной собственности в п. 1 ст.

215 ГК объявлены городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом.

Стороной конкретных правоотношений собственности юридиче­ски является именно государство или иное публично-правовое об­разование, а не его орган (последний может стать самостоятельным участником гражданских правоотношений только в качестве юриди­ческого лица — учреждения, не являющегося собственником своего имущества).

Объекты права публичной собственности

В качестве объектов как государственной, так и муниципальной собственности могут выступать

    • различные виды недвижимости, вклю­чая земельные участки, жилые и нежилые помещения, здания и соору­жения производственного и непроизводственного назначения, а также
    • оборудование, транспортные средства и иные «средства производства» и
    • предметы бытового, потребительского характера;
    • принадлежащие публично-правовым образова­ниям ценные бумаги, валютные ценности, а также различные памят­ники истории и культуры.

Российская Федерация и ее субъекты могут быть собственниками любого имущества, в том числе изъятого из оборота или ограниченного в обороте (ст. 129 ГК). Фактически субъекты РФ в настоящее время яв­ляются собственниками лишь отдельных видов изъятого из оборота иму­щества.

Муниципальные же образования могут быть собственниками ограниченного в обороте имущества только по специальному указанию закона и не вправе иметь в собственности вещи, изъятые из оборота.

Объекты публичной собственности распределяются между Рос­сийской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образова­ниями как самостоятельными собственниками принадлежащего им имущества.

Порядок отнесения государственного имущества к феде­ральной собственности и к собственности субъектов РФ должен уста­навливаться специальным законом (п. 5 ст. 214 ГК).

Применительно к земельным участкам этот вопрос решается ст. 16-19 ЗК РФ.

Некоторые виды недвижимостей, прежде всего природные ресур­сы, могут находиться только в федеральной или в государственной собственности субъектов РФ, но не в муниципальной (и не в част­ной) собственности:

    1. участки недр,
    2. водные объекты (кроме обособленных — прудов и т.п.),
    3. природные лечебные ресурсы (минеральные воды, лечебные грязи и т.п.),
    4. земли особо охраняемых природных территорий.

Они, однако, могут передаваться другим ли­цам в пользование (аренду), что позволяет относить их к вещам, ограниченным в обороте.

В собственности субъектов РФ может находиться только имущество, необходимое для осуществления возложенных на них за­конодательством полномочий, а также для обеспечения деятельности их органов власти, должностных лиц и других работников. Перечни такого имущества должны устанавливаться законами субъектов РФ.

Имущество, составляющее собственность субъектов РФ, образуется за счет федерального имущества в случаях его прямой передачи (отчуждения) от Российской Федерации в собственность ее со­ответствующего субъекта.

В собственности муниципальных образований также может находиться лишь то имущество, которое предназначено для решения ими вопросов местного значения или осуществления переданных им отдельных государственных полномочий, а также для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц и других работников.

Имущество, находящееся в собственности субъектов РФ или му­ниципальных образований и не отвечающее названным требованиям, подлежит либо перепрофилированию (изменению целевого назначе­ния), либо передаче другим субъектам публичной собственности, либо отчуждению (приватизации).

Тем самым установлен принцип целево­го характера публичного имущества, находящегося в собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности. Он направлен на дальнейшее ограничение непосредственного участия публично-пра­вовых образований в экономической деятельности.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 “О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 “О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 “О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)”

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 “О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов”

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/pravo-gosudarstvennoy-i-munitsipalnoy-sobstvennosti

Лекция 8. право публичной собственности. право общей собственности

Субъекты и объекты права публичной собственности

Виды, субъекты и объекты права публичной собственности.

Государственная собственность преобладает в структуре таких основных производственных фондов, как транспорт, связь, атомная энергетика, военно-промышленный комплекс, объекты производственного, социально-культурного назначения. В собственности государства находятся материальные резервы в виде запасов продовольствия, топлива на случай чрезвычайных обстоятельств. Наличие государственной собственности обусловлено:

– обеспечением военной, техногенной, экологической, санитарно-эпидемиологической, продовольственной безопасности государства;

– выполнением государством присущих ему функций.

Особенности права государственной собственности:

1. Полномочия собственника государство осуществляет в основном путем издания правовых актов.

2. Российская Федерация может иметь на праве собственности любое имущество, в том числе изъятое из оборота, субъекты РФ – любое имущество, за исключением имущества, отнесенного к исключительной собственности РФ.

3. Существуют способы приобретения права собственности, характерные для государства: национализация, конфискация, реквизиция, иные способы принудительного возмездного изъятия имущества, налоги и т.д.

4. Существует особое основание прекращения права собственности – приватизация.

Государственная собственность подразделяется на федеральную, собственность субъектов (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов). Она характеризуется единством фонда, но лишь в пределах того субъекта, которому она принадлежит.

Муниципальная собственность закреплена в качестве одной из форм собственности наряду с частной, государственной и иными в Конституции РФ (п. 2 ст. 8 и п. 2 ст. 9) и ГК РФ (ст. 212, 215). К субъектам муниципальной собственности относятся городские и сельские поселения, другие муниципальные образования.

В составе государственной и муниципальной собственности необходимо различать:

– имущество, не закрепленное за соответствующими предприятиями и учреждениями, как юридическими лицами, и относящееся к имуществу казны (государственной и муниципальной). Осуществление права государственной и муниципальной собственности происходит самим носителем права, в лице соответствующих государственных или муниципальных органов;

– имущество, находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных и муниципальных предприятий и учреждений. Юридические лица выступают от своего имени, наделяются ограниченными вещными правами по отношению государственному или муниципальному имуществу.

Приватизация государственного и муниципального имущества.

Приватизация представляет собой особый способ передачи имущества из публичной в частную собственность, связанный с отчуждением большого количества объектов, находившихся в публичной собственности в силу особенностей организации прежней, огосударствленной экономики. Она является временной, переходной мерой по формированию материальной базы для развития рыночного хозяйства и соответствующего ему нормального, а не урезанного имущественного оборота.

Заключаемые в ходе приватизации сделки по приобретению в частную собственность приватизируемого имущества являются гражданско-правовыми договорами и подпадают под действие общих норм гражданского права.

Решение же о приватизации конкретного объекта (недвижимости) следует рассматривать как одну из форм осуществления публичным собственником своего правомочия по распоряжению принадлежащим ему имуществом.

Порядок осуществления этого правомочия и установлен специальными нормативными актами о приватизации.

Порядок приватизации должен устанавливаться специальными законами (Федеральный закон “О приватизации государственного и муниципального имущества”), а общие правила о приобретении и прекращении права собственности применяются здесь лишь в той мере, в какой соответствующие отношения не урегулированы указанными законами. Порядок приватизации определяет лишь процедуру (способы) приватизации, но не ее объекты. Последние устанавливают соответствующие публичные собственники, руководствуясь своими интересами и нормативными актами.

Специфика приватизации проявляется в особенностях субъектного состава складывающихся здесь правоотношений, их объектов и содержания.

В качестве продавца (отчуждателя) приватизируемого имущества должен выступать публичный собственник. В роли покупателей (приобретателей) приватизируемого имущества могут выступать любые субъекты гражданского права, за исключением юридических лиц, в уставном капитале которых доля публичной собственности превышает 25%.

В качестве объектов приватизации могут выступать:

1) предприятия и другие имущественные комплексы;

2) здания, сооружения, нежилые помещения, не завершенные строительством объекты;

3) земельные участки;

4) жилые помещения;

5) акции открытых акционерных обществ.

Приватизация осуществляется исключительно предусмотренными в законе способами.

Приватизацию можно определить как отчуждение (переход) недвижимого имущества из государственной или муниципальной собственности в частную собственность граждан или определенных юридических лиц в порядке, установленном специальным законодательством, а также переход в указанном порядке к названным лицам принадлежавших публично-правовым образованиям акций открытых акционерных обществ или удостоверенных ими прав.

Понятие и виды общей собственности.

Право общей собственности в объективном смысле (институт права общей собственности) – это совокупность правовых норм, закрепляющих, регламентирующих и охраняющих принадлежность составляющего единое целое имущества одновременно двум и более лицам.

Право общей собственности в субъективном смысле – это право двух или более лиц сообща и по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим им имуществом. Составляющим единое целое.

Общая собственность характеризуется множественностью субъектов и единством объекта. Она оформляет отношения по принадлежности имущества одновременно нескольким лицам (п. 1 ст. 244 ГК РФ).

Отношения общей собственности могут возникнуть между любыми субъектами права собственности в любых сочетаниях.

Правомочия по владению, пользованию и распоряжению общей собственностью они осуществляют сообща.

Основаниями возникновения права общей собственности являются различные юридические факты (сделки, создание фермерского хозяйства).

Общая собственность возникает:

– при поступлении в собственность нескольких лиц неделимой вещи (автомобиля) либо вещи, не подлежащей разделу в силу закона (имущество фермерского хозяйства);

– в иных случаях, установленных законом или договором.

Признаки права общей собственности:

– она принадлежит двум или более лицам;

– ее предмет составляет одно и то же имущество, которое относится к общему;

– в общей собственности наряду с внешними отношениями сособственников со всеми третьими лицами (абсолютный характер), существуют и внутренние отношения между сособственниками.

Виды общей собственности:

1. Общая долевая собственность, т.е. общая собственность с определением доли каждого сособственника в праве общей собственности (но не в имуществе, являющемся объектом этого права).

Возникает на основании закона или договора.

Доля получает количественное выражение в виде дроби: одна вторая, одна третья, либо в виде процентов: пятьдесят процентов, семьдесят пять процентов в праве общей собственности.

2. Общая совместная собственность, т.е. без определения доли каждого из сособственников. Она возникает в силу закона (общая совместная собственность супругов, имущество крестьянского (фермерского) хозяйства.

Общая собственность с участием граждан может быть как долевой, так и совместной, а с участием юридических лиц, государства и муниципальных образований – только долевой.

Источник: https://megaobuchalka.ru/5/18016.html

Объекты права публичной собственности

Субъекты и объекты права публичной собственности

В качестве объектов как государственной, так и муниципальной собственности могут выступать

· различные виды недвижимости, вклю­чая земельные участки, жилые и нежилые помещения, здания и соору­жения производственного и непроизводственного назначения, а также

· оборудование, транспортные средства и иные «средства производства» и

· предметы бытового, потребительского характера;

· принадлежащие публично-правовым образова­ниям ценные бумаги, валютные ценности, а также различные памят­ники истории и культуры.

Российская Федерация и ее субъекты могут быть собственниками любого имущества, в том числе изъятого из оборота или ограниченного в обороте (ст. 129 ГК). Фактически субъекты РФ в настоящее время яв­ляются собственниками лишь отдельных видов изъятого из оборота иму­щества.

Муниципальные же образования могут быть собственниками ограниченного в обороте имущества только по специальному указанию закона и не вправе иметь в собственности вещи, изъятые из оборота.

Объекты публичной собственности распределяются между Рос­сийской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образова­ниями как самостоятельными собственниками принадлежащего им имущества.

Порядок отнесения государственного имущества к феде­ральной собственности и к собственности субъектов РФ должен уста­навливаться специальным законом (п. 5 ст. 214 ГК).

Применительно к земельным участкам этот вопрос решается ст. 16-19 ЗК РФ.

Некоторые виды недвижимостей, прежде всего природные ресур­сы, могут находиться только в федеральной или в государственной собственности субъектов РФ, но не в муниципальной (и не в част­ной) собственности.

К ним относятся участки недр, водные объекты (кроме обособленных — прудов и т.п.), природные лечебные ресурсы (минеральные воды, лечебные грязи и т.п.), земли особо охраняемых природных территорий.

Они, однако, могут передаваться другим ли­цам в пользование (аренду), что позволяет относить их к вещам, су­щественно ограниченным в обороте.

В собственности субъектов РФ может находиться только имущество, необходимое для осуществления возложенных на них за­конодательством полномочий, а также для обеспечения деятельности их органов власти, должностных лиц и других работников. Перечни такого имущества должны устанавливаться законами субъектов РФ.

Имущество, составляющее собственность субъектов РФ, образуется за счет федерального имущества в случаях его прямой передачи (отчуждения) от Российской Федерации в собственность ее со­ответствующего субъекта.

В собственности муниципальных образований также может находиться лишь то имущество, которое предназначено для решения ими вопросов местного значения или осуществления переданных им отдельных государственных полномочий, а также для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц и других работников.

Имущество, находящееся в собственности субъектов РФ или му­ниципальных образований и не отвечающее названным требованиям, подлежит либо перепрофилированию (изменению целевого назначе­ния), либо передаче другим субъектам публичной собственности, либо отчуждению (приватизации).

Тем самым установлен принцип целево­го характера публичного имущества, находящегося в собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности. Он направлен на дальнейшее ограничение непосредственного участия публично-пра­вовых образований в экономической деятельности.

37. Право хозяйственного ведения и оперативного управления имуществом:

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления – это вещные праваюридических лиц по использованию чужого имущества.

В возникающих при этом отношениях участвуют: пользователь чужого имущества (юридическое лицо) и собственник, закрепивший свое имущество за пользователем.

Назначение этих вещных прав – оформить имущественное положение юридических лиц, не являющихся собственниками, в целях создания возможности для их самостоятельного участия в гражданском обороте.

Субъекты (носители) этих прав – только юридические лица, существующие в форме предприятия и учреждения. Субъекты права хозяйственного ведения – государственные и муниципальные предприятия, а субъекты права оперативного управления – казенные предприятия и учреждения.

Различия между правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления:в содержании и объеме правомочий, которые их обладатели получают от собственника на закрепленное за ними имущество.

Право хозяйственного ведения – это право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами.

Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения не может самостоятельно распоряжаться имеющейся у него недвижимостью, но при этом оно может самостоятельно распоряжаться движимым имуществом.

При этом праве собственник имущества (учредитель предприятия), закрепивший свое имущество за предприятием, сохраняет право на создание, реорганизацию и ликвидацию предприятия, право осуществления контроля за имуществом, право на получение части прибыли.

Право оперативного управления – это право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника лишь в пределах, установленных законом, в соответствии с целями их деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Собственник (учредитель предприятия) вправе изъять у субъекта права оперативного управления свое имущество, закрепленное за ним, и распорядиться им по своему усмотрению, если имущество: используется не по назначению; оказалось лишним.

Особенности полномочия распоряжения имуществом у субъектов этого права различны. Казенное предприятие не имеет права распоряжаться любым закрепленным за ним имуществом (движимым и недвижимым) без согласия собственника.

Собственник казенного предприятия самостоятельно устанавливает порядок распоряжения доходами казенного предприятия. Учреждение не имеет права распоряжаться закрепленным за ним имуществом.

За него по его просьбе это делает собственник учреждения.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом собственникавозникают у предприятия и учреждения лишь с момента фактической передачи имущества.

Этот момент определяется датой утверждения баланса предприятия или датой поступления имущества по смете.

Право хозяйственного ведения и оперативного управления сохраняется за их обладателями и в случае смены собственника, т. е. действует право следования.

38.

Понятие и принципы приватизации государственного и муниципального имущества: Приватизация – отчуждение (переход) не­движимого имущества из государственной или муниципальной собст­венности в частную собственность граждан или определенных юриди­ческих лиц в порядке, установленном специальным законодательством, а также переход в указанном порядке к названным лицам принадлежащих публично-правовым образованиям акций открытых акционерных об­ществ (удостоверенных ими прав).

Следует иметь в виду, что заключаемые в ходе приватизации сдел­ки по приобретению в частную собственность приватизируемого иму­щества являются гражданско-правовыми договорами (чаще всего — до­говорами купли-продажи), а потому подпадают под действие общих норм гражданского права, хотя их содержание, а также порядок за­ключения и исполнения в изъятие из принципа свободы договоров во многом определены законом императивно. Решение же о приватиза­ции конкретного объекта (недвижимости) следует рассматривать как одну из форм осуществления публичным собственником своего пра­вомочия по распоряжению принадлежащим ему имуществом.

В качестве продавца (отчуждателя) приватизируемого имущества дол­жен выступать публичный собственник. Согласно действующему Федеральному закону от 21 декабря 2001 г.

N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества” функциями по приватизации по общему правилу об­ладает уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, а по специальному поручению правительства продажу приватизируемого федерального имущества могут осуществлять специализированные го­сударственные учреждения (п. 1 ст. 6). Аналогичным образом организу­ется приватизация государственного и муниципального имущества.

В роли покупателей (приобретателей) приватизируемого имущества согласно п. 1 ст.

5 Закона о приватизации могут выступать любые фи­зические и юридические лица, за исключением юридических лиц, в ус­тавном капитале которых доля публичной собственности превышает 25%, а также унитарных предприятий и публичных учреждений — не­собственников. Очевидно также, что в этой роли не могут выступать другие публично-правовые образования.

В качестве объектов приватизации могут выступать принадлежащие публично-правовым образованиям на праве собственности:

1. имущественные комплексы унитарных предприятий, причем со­вместно с занимаемыми ими земельными участками (ст. 11, п. 2 ст. 28ст. 28 Закона о приватизации);

2. отдельные здания, строения, сооружения, а также объекты, строи­тельство которых не завершено, совместно с занимаемыми ими зе­мельными участками (п. 1 ст. 28 Закона о приватизации);

3. акции открытых акционерных обществ (ст. 19, 22, 26 ЗК);

4. объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) (ст. 29 Закона о приватизации);

5. земельные участки (ст. 28, 30, 34, 36 ЗК);

6. жилые помещения (ст. 2 и 11 Закона о приватизации жилья).

Таким образом, речь идет главным образом об отчуждении находя­щегося в публичной собственности недвижимого имущества. Движи­мое имущество переходит из публичной в частную собственность в ре­зультате обычных сделок купли-продажи (например, поставки продук­ции государственных и муниципальных унитарных предприятий) или иных действий по его отчуждению, а не в порядке приватизации.

Источник: https://studopedia.ru/11_246710_ob-ekti-prava-publichnoy-sobstvennosti.html

Объекты и субъекты публичного права

Субъекты и объекты права публичной собственности

В качестве объектов государственной и муниципальной собственности выступают:

  • все виды недвижимости (в том числе предприятия и имущественные комплексы, земельные участки, нежилые помещения и жилищный фонд, сооружения и здания производственного, непроизводственного назначения, средства производства, оборудование, транспортные средства, предметы потребительского, бытового характера;
  • ценные бумаги, которые принадлежат публично-правовым образованиям (акции акционерных обществ (АО), вклады в банках, кредитных учреждениях, валютные ценности и иностранная валюта);
  • памятники истории и культуры.

В законодательстве особо выделяются объекты публичного права – объекты исключительной собственности, которые находятся в государственной собственности. Исключительной собственностью выступает только федеральная собственность.

Объекты исключительной федеральной собственности:

  • объекты, представляющие основу национального богатства государства (художественные ценности, объекты природного и историко-культурного наследия и др.);
  • объекты, обеспечивающие функционирования федеральных органов управления и власти, необходимые для решения общегосударственных задач (государственная казна, имущество научно-исследовательских учреждений, вузов, вооруженных сил и т.д.);
  • объекты оборонного производства (в частности, предприятия, которые производят элементы и системы вооружения и т.д.);
  • объекты отраслей, которые обеспечивают жизнедеятельность всего народного хозяйства страны, развитие отдельных отраслей народного хозяйства РФ (предприятия топливно-энергетического комплекса, предприятия добывающей промышленности и т.д.) и др.

Существует федеральная собственность, которая может быть передана в собственность субъектов Федерации. Это имущество, находящееся в государственной собственности (федеральной и региональной).

К такому имуществу относятся: предприятия автомобильного транспорта, предприятия рыбопромысловой промышленности, зверосовхозы, предприятия энергетического и атомного машиностроения, специальные и профессиональные учебные заведения и т.д.

Объекты публичной собственности передаются в муниципальную собственность: жилой и нежилой фонд, жилищно-эксплуатационные предприятия, объекты инженерной инфраструктуры, ремонтно-строительные предприятия и т.д. До момента определения собственника все объекты относятся к федеральной собственности.

Виды объектов публичного права: объекты исключительной федеральной собственности; объекты федеральной собственности, передающиеся в собственность субъектов РФ; объекты собственности субъектов РФ; объекты муниципальной собственности.

Ценные бумаги как объект публичного права

Ценные бумаги являются объектами публичного права в тех случаях, когда их эмитентами не являются публично-правовые образования. В других случаях ценные бумаги представляют определенные обязательства публично-правовых образований перед держателями (государственные, муниципальные облигации).

Ценные бумаги являются имуществом публично-правового образования, если оно приобретает ценные бумаги, выданные другими субъектами (акции акционерных обществ). Отличительная особенность акций как объекта публичного права является то, что они выступают одновременно средством управления АО и предметом управления публичным имуществом.

Земля как объект публичного права

Земля как публичная собственность обладает особым правовым режимом. Порядок определения земельных объектов устанавливается нормативными актами. В настоящее время законодательно закреплен дуализм земельной публичной собственности.

Все публичные земли можно разграничить на земли, которые находятся в собственности какого-то определенного публичного собственника и земли, находящиеся в неразграниченной публичной бессубъектной собственности.

ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» закрепил перечень земельных участков, подлежащих разграничению на основе права собственности.

Это земельные участки, которые предоставили органам власти публичного образования, казенным предприятиям, некоммерческим организациям и унитарным предприятиям; земельные участки, занятые строениями, зданиями, сооружениями, которые находятся в собственности публичного образования и другие земли, и участки, предусмотренные федеральными законами.

Субъекты публичного права

Для публично-правовых образований характерна множественность субъектов. К субъектам публичного права относятся: Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования. РФ и субъекты РФ являются государственными образованиями. Их представляют органы, которые входят в систему органов государственной власти.

Субъектом публичного права является публично-правовое образование, для которого характерен двойной статус: обладает властными полномочиями и является равноправным и самостоятельным участником гражданско-правовых отношений.

В современном мире рассматривается подход, при котором происходит разграничение одноименных лиц: в гражданских отношениях действует хозяйственная публичная организация, а в публично-правовых публично-властная организация. Это два различных субъекта, носящих одно название (к примеру, Российская Федерация).

В субъектном составе публичного права выделяют:

  • собственность государственных органов в качестве обособленных хозяйствующих субъектов;
  • меновая собственность (при которой государство рассматривается в качестве частного собственника товара);
  • фидуциарная собственность;
  • товарная собственность государства (государство выступает особым юридическим лицом, которое признается формальным собственником);
  • разделенная собственность (одно имущество является одновременно собственностью государственного органа и государства).

Замечание 1

Теория многоуровневого характера публичной собственности представляет собой этап перехода к рыночным отношениям от монополистической собственности. Государство при этом сохраняет статус собственника первого уровня, субъекты РФ – собственники второго уровня, включенные в систему единой государственной власти.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/publichnoe_pravo_i_ego_otrasli/obekty_i_subekty_publichnogo_prava/

Право публичной собственности: понятие, объекты, субъекты

Субъекты и объекты права публичной собственности

Составными структурами государственной собственности в России выступает федеральное имущество вместе с собственностью субъектов РФ. Государственная собственность включает в себя все земельные участки и другие природные ресурсы, которые не являются частным владением гражданских или юридических лиц, а также отдельных муниципальных организаций.

Распределение публичной собственности между субъектами

Верховный Совет РФ с 1991 года занимается разграничением объектов этой публичной собственности между всеми субъектами на основе нормативно-правовых актов. Согласно этим показателям, федеральной считаются следующие виды собственности:

  • ресурсы континентального шельфа, которые сейчас активно исследуются в целях нахождения новых ценных ресурсов;
  • имущество, принадлежащее вооруженным силам;
  • объекты, изготовленные в целях обороны;
  • все предприятия, которые считаются важной частью народного хозяйства и совместимых отраслей.

Субъекты РФ могут получить административно-правовые доступы к собственности на все объекты, которые являются федеральными, как, к примеру, сейчас делают с предприятиями атомного и энергетического машиностроения, автотранспорта и пр.

Так можно более эффективно развивать инфраструктуру за счет частной деятельности объектов.

ГК не является единственным законным документом, что регулирует распределение права публичной собственности – положения регламентируются также ЗК и Законом об обороте земель, предназначенных для ведения сельского хозяйства. 

Формирование и структура муниципальной собственности

Определение 1

Муниципальная собственность государства состоит из объектов, которые являются непосредственной территориальной частью города или сельского поселения, главным предназначением которого является обслуживание нужд этой территории (взносы в муниципальный фонд, развитие местной инфраструктуры и т.д.)

Часть федеральных объектов собственности сейчас активно передается субъектам РФ для ведения хозяйственной деятельности.

В свою очередь, государственная собственность активно передается в управление муниципальными организациями. Согласно Указу Президента РФ от 27.02.

1996 передача субъектам РФ государственной собственности касается только тех объектов, акциями которых владеет государство; получение таких документов возможно в процессе приватизации.

Стоит также понимать разницу между приватизацией и национализацией, ведь они по-разному влияют на публичную собственность субъектов, если сравнивать ее с частной собственностью.

Граждане и юридические лица считают приватизацию главным основанием для прекращения права государственной или муниципальной собственности, в то время как национализация создает такие права.

Одной из форм приобретения публичной собственности является судебный процесс конфискации имущества в отношении частных лиц.

Отдельно публичные предметы могут быть переданы в имущество РФ, как бесхозяйные вещи или другие формы обращения в качестве имущества публичной собственности. Часть такого вида имущества может быть передана непосредственно Минфину России, однако это касается только драгоценных металлов или камней, считающихся «ценными ресурсами».

Положения Правительства РФ также регулируют порядок учета, оценку и распоряжение тем имуществом, которое является публичной собственностью государства. То же касается и порядка передачи всех ценных материалов МинФину России как части государственного имущества. 

Замечание 1

Согласно п.2 данного положения, Министерству финансов должны предоставляться все конфискованные и бесхозяйные ценности, а также те материалы, которые не прошли проверку при таможенном осмотре. 

Опиши задание

Порядок управления объектной структурой публичной собственности

Разграничения объектов публичной собственности не всегда достаточно для того, чтобы иметь возможность регулировать оба элемента – государственный и муниципальный уровни должны иметь индивидуальный порядок управления. Объекты права имеют двухэлементную структуру, каждая из которых закреплена за определенными учреждениями:

  1. имущество закрепляется и управляется государством, муниципальными организациями. Владение, пользование и распоряжение этой собственностью происходит согласно правам хозяйственного ведения и управления хоздеятельностью;
  2. средства, входящие в соответствующий бюджет – федеральный бюджет РФ или же бюджет местных отделений. Сюда также входит то имущество, которое в тот момент не было закреплено за определенным муниципальным или государственным учреждением. Такой вид публичной собственности называется казной – это может быть федеральная казна, казна области или же казна, принадлежащая любому другому субъекту РФ.

Все права и обязанности собственников защищаются со стороны муниципальных образовательных органов и органов местного самоуправления. Каждый орган имеет определенный набор полномочий собственника, в рамках которых они могут вести свою деятельность.

К примеру, согласно положению федерального агентства, Росимущество рассматривается как собственник некоторых федеральных учреждений, поэтому оно имеет свою долю среди акционерных обществ и другой собственности. Некоторая ее часть является государственной казной России.

Также данному органу предоставлены полномочия для осуществления передачи федерального имущества юридическим и физическим лицам; учреждение также имеет право приватизировать федеральное имущество.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/grazhdanskoe-pravo/pravo-publichnoj-sobstvennosti/

4. Право публичной собственности: понятие, субъекты, объекты, осуществление

Субъекты и объекты права публичной собственности

Публичнаясобственность в соответствии с российскимзаконодательством имеет дверазновидности– государственную и муниципальнуюсобственность.

Правогосударственной собственностихарактеризуется множественностьюсубъектов, в роли которых выступают РФвцелом (в отношении имущества, составляющегофедеральную собственность) и ее субъекты- республики, края, области и т.д. (вотношении имущества, составляющего ихсобственность).

Основнаяособенность государственной имуниципальной собственности:

  1. ее публичный характер: она призвана служить обеспечению публично-правовых задач и функций государства и муниципальных образований;

  2. наличие специальных оснований возникновения и прекращения права государственной и муниципальной собственности. Такими основаниями являются, например, реквизиция (ст.242 ГК), конфискация (ст.243 ГК), приватизация (ст.217 ГК), обращение имущества в доход государства (ст.169).

  3. приоритетное значение государственной собственности в отношении земли и других природных ресурсов. В соответствии с п.2 ст.214 ГК земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Субъектамиправа государственной собственностивыступают именно соответствующиегосударственные публично-правовыеобразования вцелом, т.е. РФ и входящие в ее составреспублики, края, области и т.д.

, но неих органы власти или управления (п.3ст.214 ГК).

Последние выступают вимущественном обороте от именисоответствующего государственногообразования и в соответствии со своейкомпетенцией осуществляют те или иныеправомочия публичного собственника(ст. 125 ГК).

Субъектамиправа муниципальной собственности вп.1 ст.215 ГК объявлены городские и сельскиепоселения и другие муниципальныеобразования в целом.От имени соответствующего муниципальногообразования – собственника его правомочияв соответствии со своей компетенциеймогут осуществлять те или иные егоорганы (ст.125, п.2 ст.215 ГК).

Всобственности публично-правовыхобразований может находиться болееширокий круг объектов, чем в собственностичастных лиц.В соответствии с п.3 ст.212 ГК видыимущества, которые могут находитьсятолько в государственной или муниципальнойсобственности, определяются законом.

5. Основания возникновения права собственности: понятие и классификация

    1. Основания возникновения (приобретения) права собственности – правопорождающие юридические факты, в соответствии с законом влекущие возникновение права собственности на определенное имущество у конкретных лиц.

Основанияприобретения права собственностиназываются также титулами собственности.Титульноевладение– это владение вещью, основанное накаком-либо праве (правовом основании,или титуле), вытекающем из соответствующегоюридического факта, например, правособственности, основанное на договорекупли-продажи вещи или на переходе еев порядке наследования.

Беститульное(фактическое) владениене опирается на какое-либо правовоеоснование, хотя при установленныхзаконом условиях и оно может влечьопределенные правовые последствия.

    1. Классификация оснований приобретения права собственности:

  1. В зависимости от наличия правопреемтсватитулы собственности подразделяются на:

    1. первоначальные, т.е. независящие от прав предшествующего собственника на данную вещь (включая и случаи, когда такого собственника ранее вообще не имелось);

Кпервоначальным способам приобретенияправа собственности относятся:

  • создание (изготовление) новой вещи, на которую ранее не было и не могло быть установлено ничьего права собственности;

  • переработка и сбор или добыча общедоступных для этих целей вещей;

  • при определенных условиях – самовольная постройка;

  • приобретение права собственности на бесхозяйное имущество, в том числе на имущество, от которого собственник отказался или на которое утратил право.

    1. производные, при которых право собственности на вещь переходит к собственнику от его предшественника (чаще всего – по договору с ним).

Кпроизводным способам приобретенияправа собственностиотносится приобретение этого права:

  • на основании договора или иной сделки об отчуждении вещи;

  • в порядке наследования после смерти гражданина;

  • в порядке правопреемства при реорганизации юридического лица.

Практическоезначениетакогоразграничения состоит в том, что припроизводных способах приобретенияправа собственности на вещь необходимоучитывать возможность наличия на этуже вещь прав других лиц – несобственников(например, залогодержателя, арендатора,субъекта ограниченного вещного права).

Такимобразом, различие первоначальных ипроизводных способов приобретенияправа собственности сводитсяк отсутствию или наличию правопреемства,т.е. перехода прав и обязанностей отодного лица (первоначального собственникавещи) к другому (правопреемнику, новомусобственнику).

Толстой,Сергеевсчитают, чтоподобная классификация осуществляетсяпо 2-м критериям– по их мнению, «что касается критерияразграничения первоначальных ипроизводных способов возникновенияправа собственности, то в одних случаяхпредпочтение отдают критериюволи,в других — критерию правопреемства.

Этотспор имеет не только теоретическое, нои практическое значение.Например, сторонники критерия волибезоговорочно относят национализацию,т.е.

обращение имущества, принадлежавшегоранее отдельным физическим и юридическимлицам, в собственность государства, кпервоначальным способам возникновенияправа собственности, поскольку государствопри национализации становитсясобственником вопреки воле предшествующегособственника.

Напротив, те, кто предпочитаюткритерий правопреемства, рассматриваютнационализацию как производный способвозникновения права собственности,поскольку при национализации имеетместо правопреемство (по крайней мере,преемство в правах)».

  1. В зависимости от субъектатитулы собственности подразделяются на:

Общиеили общегражданские способы могутиспользоваться любыми субъектамигражданского права. Таковы, например,правоотношения, возникающие на основеразличных сделок.

Специальныеспособы возникновения этого права могут использоваться лишь строгоопределенными субъектами. Например,реквизиция, конфискация, национализациямогут служить основанием возникновениятолько государственной собственности,а сбор налогов и пошлин – также имуниципальной собственности. Всоответствии с п.4 ст.

218 ГК гражданинкак член потребительского кооператива,полностью внесший паевой взнос запредоставленный ему кооперативом объект(жилую квартиру, гараж, дачу и т.п.),становится собственником такогоимущества.

Особым способом возникновения частнойсобственности граждан и юридическихлиц является также приватизациягосударственного и муниципальногоимущества (ст.217 ГК).

Толстой,Сергеев считают, что во многих случаях возникновение правасобственности у одного лица сопровождаетсяего прекращением у другого и наоборот.Указанное обстоятельство учитывает изаконодатель(см., напр., п. 2 ст. 218 и п. 1 ст. 235 ГК).

Источник: https://studfile.net/preview/6746633/page:109/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.