Судебная практика по изломанности границ земельного участка
Судебная практика по изломанности границ земельного участка
В судебной практике нередко рассматриваются дела, где истец и ответчик являются владельцами двух смежных участков. Смежные земельные участки – это часть земной поверхности, определённая федеральными законами, граничащая с другой территорией.
Причины подачи заявления одного на другого могут быть абсолютно различны, но, изучая хроники судов, нельзя не заметить: такие разбирательства проходят в течение большого промежутка времени (иногда люди могут судиться даже несколько лет) и требуют немалых трат денежных средств.
Поэтому необходимо рассмотреть причины возникновения проблем и прочие нюансы Земельного кодекса Российской Федерации.
Что такое смежный участок
Несмотря на распространённость проблем, касающихся земельных наделов, в российском законодательстве нет чёткого определения понятия «смежный земельный участок». Но существует одиннадцатая статья ЗК о понятии как такового.
По ней земельным участком называется некоторая часть земной поверхности, закреплённая за каким-либо собственником в соответствии с законодательными актами, регулирующими эту сферу.
Далее слово «смежный» говорит о наличии общей границы.
В комментарии к одиннадцатой статье земельного кодекса РФ указано: то, каким именно является владение, определяет законодатель в каждом отдельном случае. Формулировка весьма размыта, что затрудняет процесс рассмотрения дел, связанных с двумя смежными участками.
Справедливо будет отметить, что в 221 федеральном законе данный термин упоминается, но только в плане установления границ смежного участка. В пункте 3.1 если у владения появляется общая граница, необходимо внести изменения в кадастровые документы с подтверждением в органах кадастрового учёта.
Понятие изломанности
Понятие изломанности аналогично не закреплено ни в каких нормативно-правовых актах.
Но также этому явлению можно дать определение, по которому граница считается изломанной в случае, если точки поворота рубежа земельного владения имеют некоторое особенное расположение по естественным природным причинам (неровный ландшафт, неподходящая для строительства почва или другие условия).
По закону границы определяются по размежеванию, в связи с чем возникает понятие доступности установки межевых знаков. То есть если он по физическим причинам не может быть установлен, то граница проведена не будет. Вследствие этого и возникает изломанность.
Результатом изломанности границ земельного участка может стать:
- проблемы с соседними участками, а именно определение и согласование границ владений;
- сложные условия культивирования и прочей обработки земли, а также проведения строительных и монтажных работ;
- ухудшение положения данного участка на рынке недвижимости (в случае продажи) вследствие низкой архитектурной привлекательности;
- проблемы при делении участка и уточнении границ с соседним.
Безусловно, данные аргументы играют не в пользу изломанности, поэтому если разлом происходит не по естественным причинам, а искусственным, то эксперты советуют по возможности избегать этого.
Границы земельного участка, минимальные отступы от построек
Границы владения устанавливаются и регламентируются 39 статьёй федерального закона Российской Федерации «О кадастровой деятельности». В нем можно выделить несколько важных моментов:
- Границы определяются при участии владельцев смежных участков в том случае, если собственникам принадлежит земля на основании одного из четырёх основных прав (наследование, взятие в аренду, собственность и бессрочное пользование).
- Границы не могут быть установлены собственником, если участок входит в состав природного объекта или заповедника или содержатся в российском Едином реестре.
- Согласовывать границы участка разрешается только при участии заинтересованных лиц (владельцев соседних участков, глав поселений и пр.) или в отдельных случаях одного заинтересованного лица (в пример можно привести владельца смежного надела). Кадастровый инженер обязан разослать извещения заинтересованным лицам с необходимой информацией о будущих границах (не позднее чем за месяц до собрания).
- В свою очередь, при проведении собрания заинтересованные лица должны предъявить необходимые документы, указывающие на действительную принадлежность им определённой собственности.
Противопожарная безопасность и санитарные нормы обязывают устанавливать расстояние (отступы), на котором должны находиться границы от построек. Расстояние выбирается в зависимости от расположения:
- заборов и прочих заградительных сооружений;
- растущих рядом или на участке деревьев (их высоты и площади);
- линий электропередач, трубопроводов (чаще газа) и прочих коммуникаций;
- жилых домов и нежилых сооружений.
Итак, конкретно по цифрам. На основании «строительных норм и правил»:
От жилой постройки до соседнего участка | Три метра (при условии проезда специальной пожарной техники) |
Две жилые постройки, принадлежащие разным владениям | Шесть метров |
Нежилые постройки (баня, теплица, сарай) | Один метр |
Высокие деревья | Четыре метра |
Низкие деревья | Два метра |
Стоит отметить, что такие данные предназначены для стандартных владений (шесть соток и более). Если площадь очень маленькая (восемь – двенадцать квадратных метров), то до границы расстояние от жилой постройки должно равняться одному метру.
Пересечение смежных земельных участков
По закону пересечение участков, то есть смещение одного в сторону другого, является кадастровой ошибкой. Чаще всего владения пересекаются по вине геодезистов, которые по каким-либо причинами не стали выезжать на местность для, например, уточнения особенностей ландшафта. Но, кроме этого, пересечение может произойти из-за:
- незаконного расширения жилой площади владельцем (за такое нарушение может последовать даже уголовная ответственность);
- продажа земли без согласия с органами кадастрового учёта (за такое деяние нарушитель подлежит административной ответственности);
- технологическая ошибка, сбой электронных геодезических данных.
При любом варианте данная проблема требует серьёзного разбора, нередко даже в судебном порядке.
Бывает, что расширение границ происходит в сторону незаселенных территорий, что может в некоторых ситуациях принести пользу местному самоуправлению или хозяйству (уход за землёй, восстановление плодородных качеств и т. п.).
В таком случае, если польза будет доказана, жалоба, поступившая на собственника, аннулируется и судом не рассматривается.
Объединение смежных земельных участков
Объединение регламентируется той же одиннадцатой статьёй земельного кодекса, по которому:
- Объединяясь, два участка становятся одним, а два прекращают своё существование.
- Если у объединяемых владений был один собственник, то он и остаётся владельцем, а если два, то они вправе распоряжаться новой собственностью на основе общего пользования (регулируется гражданским кодексом Российской Федерации).
- Запрещено объединять участки, которые были предоставлены на основании бессрочного землепользования сразу нескольким лицам.
- Если одно владение было обременено залогом, а другое — нет, то их объединение всё равно допускается (залог распространяется на весь объединённый новый участок).
Источник: https://74la.ru/sudebnaya-praktika-po-izlomannosti-granits-zemelnogo-uchastka/
Письмо Минэкономразвития № Д23и-1564 Об определении понятий вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы земельных участков
О документах, используемых при подготовке межевого плана.,об определении понятий вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы земельных участков
Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее – Департамент недвижимости), рассмотрев обращение, сообщает.
В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Вместе с тем по затронутым в обращении вопросам полагаем возможным отметить следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2007 г.
N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре) межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Согласно пунктам 2, 22 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. N 412 (далее – Требования), межевой план составляется на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенном земельном участке (кадастровой выписки) и (или) сведений об определенной территории (кадастрового плана территории).
Кадастровая выписка об объекте недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую запрашиваемые сведения об объекте недвижимости (часть 3 статьи 14 Закона о кадастре).
Сведения в кадастровую выписку о земельном участке заносятся в полном соответствии со сведениями, внесенными в государственный кадастр недвижимости, кроме случаев внесения записей в строку «Особые отметки» (примечание к форме кадастровой выписки о земельном участке, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 28 декабря 2012 г. N 831, далее – приказ N 831).
Кадастровый план территории представляет собой тематический план кадастрового квартала или иной указанной в соответствующем запросе территории в пределах кадастрового квартала, который составлен на картографической основе и на котором в графической форме и текстовой форме воспроизведены запрашиваемые сведения (часть 5 статьи 14 Закона о кадастре).
Сведения в кадастровый план территории заносятся в полном соответствии со сведениями, отраженными в государственном кадастре недвижимости, кроме случаев указания сведений о правах на земельные участки (примечание к форме кадастрового плана территории, утвержденной приказом N 831).
Решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета принимаются органом кадастрового учета в случаях, предусмотренных статьей 27 Закона о кадастре.
Учитывая, что кадастровая выписка о земельном участке, кадастровый план территории содержат сведения о земельном участке (территории), актуальные на дату выдачи, по мнению Департамента недвижимости, если сведения о конкретном земельном участке (территории) не изменялись, получать новую кадастровую выписку о земельном участке (кадастровый план территории) не требуется.
Использование при подготовке межевого плана только кадастрового плана территории предусмотрено Законом о кадастре, Требованиями.При этом если выявлены иные основания для приостановления или отказа в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, то в указанных выше случаях орган кадастрового учета может в качестве рекомендаций указать кадастровому инженеру на необходимость использования при доработке межевого плана кадастровой выписки о земельном участке или кадастрового плана территории, содержащих актуальные сведения государственного кадастра недвижимости.
Неиспользование при подготовке межевого плана кадастровой выписки о земельном участке, кадастрового плана территории либо использование кадастровой выписки, кадастрового плана территории, содержащих сведения об иных земельных участках, территориях, является нарушением требований Закона о кадастре.
В дополнение сообщаем, что наличие пересечений границ смежных земельных участков или границ земельных участков с границами муниципального образования и (или) населенного пункта является основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и отказа в осуществлении государственного кадастрового учета, предусмотренным статьями 26, 27 Закона о кадастре соответственно.
В отношении установленного пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требования о недопущении вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы необходимо отметить, что действующее законодательство не раскрывает указанных понятий.
Директор
Департамента недвижимости
А.И.ИВАКИН
13.06.2013
Источник: https://kiportal.ru/obuchenie/biblioteka/pisma/pismo-minekonomrazvitiya-d23i-1564-ob-opredelenii-ponyatij-vklinivaniya-vkraplivaniya-izlomannosti-granic-cherespolosicy-zemelnyh-uchastkov.html